МНЕНИЯ INFOX.RU
У англичан не получилось объяснить чудо воскрешения Скрипалей
Эта неделя оказалась щедрой на рукотворные чудеса. Убитый тремя выстрелами в упор Аркадий starshinazapasa Бабченко внезапно оказался «живее всех живых», а сверх того британские учёные медики рассказали, каким чудесным способом спаслись Сергей и Юлия Скрипали, отравленные самым смертоносным нервно-паралитическим ядом «Новичок».
И оба «чуда» оказались в чём-то неуловимо близки друг другу…
Не только в том, что обвиняемой в каждом из инцидентов оказалась Россия. Но в первую очередь с массе очевидных нестыковок и случайных совпадений, обнаруживавшихся по мере раскрытия подробностей. Отчего в обоих случаях появляется ощущение заранее срежиссированного спектакля.
Впрочем, в киевском инциденте всё так и есть: «покушение» на российского блогера оказалось постановкой СБУ. В случае с происшествием в Солсбери найти режиссёра сложнее, хотя открывшиеся на этой неделе новые – теперь уже медицинские – детали указывают на его высоковероятное (highly likely) наличие.
Вот что говорят врачи, которые спасли жизнь Сергею и Юлии Скрипалям.
«Я бы сказал, что решающую роль в успехе, если хотите, клинического исхода в этих случаях, сыграла очень качественная фундаментальная критическая терапия. Прекрасная команда докторов, фантастическое лечение и самоотверженность наших медсестёр. Думаю также, что нельзя переоценить поддержку и вклад очень, очень хорошо информированных международных экспертов, которые, к счастью, по случаю оказались у нас в Портон-Дауне», – отметил заведующий отделением интенсивной терапии Дункан Мюррей.
Прямо-таки классика дурного детектива: ненаучная фантастика и рояль в кустах.
Но посмотрим внимательнее на ключевые элементы этого британского чуда. Вот самое начало.
«Первоначально мы подозревали у обоих пациентов отравление опиоидами», – сообщил доктор Стивен Джукс, консультант-реаниматолог.
Это, кстати, соответствует первым сообщениям английских СМИ от инциденте в Солсбери. Но тут же возникает и первая неувязочка. Симптомы отравления производными опийного мака и фосфорорганическими веществами, составляющими основу «Новичка», существенно разные. Упрощённо говоря, опиоиды дают клиническую картину торможения нервной и мышечной активности, а боевые ФОВ – возбуждения. И чтобы знать эту разницу, не нужно быть экспертом химической лаборатории в Портон-Дауне: бытовое отравление фосфорорганикой (классический дихлофос, например) встречается в практике скоропомощных больниц ничуть не реже, чем передозировка опиатов. Но тут квалифицированные врачи её не заметили.
Следующий момент.
«Поворотным моментом стало то, что вскоре с аналогичными симптомами был госпитализирован и нашедший Скрипалей полицейский Ник Бейли. Вот тогда мы стали серьёзно переживать, что это может превратиться в очень большую историю», – заявила старшая медсестра больницы в Солсбери Лора Уилкинсон.
Даже если опустить то обстоятельство, что старшая медицинская сестра – это в значительной степени административная должность, не имеющая прямого отношения к лечению пациентов, интересно вот что. Сергея и Юлию Скрипалей госпитализировали около 17:00 4 марта. Сержант Ник Бейли попал в больницу на следующий день (по другим данным, ещё позже – 6 марта). То есть, как минимум сутки пациенты получали неправильное лечение. И тем не менее, остались живы…
Кстати сказать, слова старшей медсестры опровергают более раннюю версию британских СМИ о том, что правильный диагноз Сергею и Юлии Скрипалям поставил случайно оказавшийся в приёмном покое некий врач, прослушавший курс по боевым ОВ в Портон-Дауне в рамках проводившихся примерно в то же время антитеррористических учений. Но это, к слову.
И третий момент чуда.
«По ходу лечения медики отбросили изначальную теорию о передозировке опиоидами, поняв, что они наблюдают симптомы интоксикации другого типа: отравления фосфорорганическими соединениями, то есть нервно-паралитическими веществом», – это уже из репортажа ВВС.
На самом деле, прямая связь между фосфорорганическими соединениями и нервно-паралитическими ОВ не настолько очевидна, чтобы вот так с лёгкостью менять диагноз. Потому что фосфорорганики полным-полно в быту, особенно там, где есть дома с лужайками или садиками. Сделать вывод о боевом отравляющем веществе можно только по итогам сложных лабораторных исследований, проведение которых не под силу обычной больнице. Да, буквально под боком находилась химлаборатория в Портон-Дауне, но ведь анализы туда ещё нужно было догадаться отправить, а результат мог быть получен и спустя дни. Ну, если только эксперты-химики не знали заранее, где копать.
В итоге врачи, которым по вполне понятным причинам пришлось всячески избегать упоминаний об априорном знании, вынуждены говорить нечто невразумительное.
«Как только мы поняли, что это нервно-паралитическое вещество, мы подумали, что пациенты не выживут. Мы могли испробовать любые виды лечения. Мы могли обеспечить им максимальный возможный уход. Но всё указывало на то, что выжить им не удастся, – вспоминает Стивен Джукс. – Тем не менее, были опробованы и новые подходы к уже известным вариантам терапии. В итоге скорость выздоровления Скрипалей стала для меня приятным сюрпризом, который, однако, невозможно полностью объяснить».
То есть, в ход снова пошла концепция медицинского чуда. Им, конечно, можно объяснить всё, что угодно.
Но вы в такие объяснения верите?