Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

МНЕНИЯ INFOX.RU

Частный инвестор и блоггер (Альманах непредвзятого аналитика в Живом Журнале)

О русской неблагодарности за вклад США в победу

Помогла ли Америка Советскому Союзу выстоять и победить в Великой Отечественной войне?Любой мало-мальски начитанный россиянин сразу решит, что речь пойдёт о ленд-лизе.

А дальше, в зависимости от степени патриотизма, он станет либо яростно опровергать важность американских поставок для великой Победы советского народа, либо яростно доказывать невозможность оной без импорта «Студебеккеров» и «Виллисов». Но это всё холивар, тогда как реальный вклад США в обороноспособность СССР до сих пор остаётся как-то в тени.

И благодарности за него от русских американцы всё никак не дождутся.

Не такой уж и секретный, но всё равно не афишируемый факт: знаменитая советская индустриализация была бы невозможна без американских и немецких инженеров, конструкторов, проектировщиков. По циркулирующим в различных статьях данным, иностранцы построили в СССР не менее 1500 крупных заводов, среди которых флагманы советской индустрии – Сталинградский тракторный, Магнитка, Запорожсталь и т.д. Кстати сказать, Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. Оборудование для него поставили свыше 80 американских и несколько немецких компаний.

В индустриализации СССР спешили принять участие такие знаменитые американские компании как General Electric, Ford Motor, International Harvester, DuРont… Они полностью готовили проекты с полным описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов. По такой схеме знаменитую «Днепрогэс» построила американская фирма Cooper Engineering Company (а генераторы станции по индивидуальному заказу создал американский концерн General Electric). Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin. На этом заводе создали первые танки. Теперешний АЗЛК, изначально МЗМА, создан по проекту Ford Motors Co. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.

Тут только некоторые примеры и только на территории нынешней РФ

Но это, впрочем, тоже не самое главное. Известно, к примеру, что американская фирма Albert Kahn Inc. спроектировала и построила свыше 500 советских предприятий. Если быть более точным, то 521 (по другим источникам 571). Её глава, Альберт Кан – индустриальный архитектор Детройта, который отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.

Именно фирма Albert Kahn Inc. создала в СССР – с нуля! – школу передового индустриального зодчества. В Советском Союзе она работала под вывеской Госпроектстрой. В его стенах советские и американские проектировщики создали, спроектировали, сконструировали фактически всю танковую, тракторную, автомобильную индустрию – 550 важнейших промышленных объектов первой пятилетки.

Причём рассекреченные за давностью лет исторические факты свидетельствуют, что на Харьковском паровозостроительном заводе с самого начала планировалось производить танки «БТ» (точная копия американского «Кристи»), на заводе им. Ворошилова в Ленинграде и на заводе «Большевик» танки «Т-26» (американский прототип – «Виккерс»), на Сталинградском тракторном – малые танки и т.д. Американцы были не прочь поспособствовать вооружению СССР.

Об уровне технологического развития Советского союза тех лет красноречиво свидетельствуют очевидцы, создававшие социалистическую индустрию. «Вместо экскаваторов – землекопы, вместо бетономешалок – деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников – люди, которые перебрасывают кирпичи руками и нещадно их бьют. На тяжёлых работах задействовано немало женщин», – записывал в своём дневнике шокирующие впечатления американский инженер Гарри Майтер. «Оказалось невозможным найти достаточное количество хорошо квалифицированных советских инженеров и архитекторов. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они стали чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро», – жаловался тот самый Альберт Кан.

Чтобы восполнить отчаянный кадровый дефицит, в Советский Союз приехали в общей сложности около 20 тыс. американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией бывших крестьян, мобилизованных на стройки, а также заключённых ГУЛАГа. Американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть практически все кадры для советской промышленности на долгие годы вперёд.

Кроме того, Советам передавались технологические секреты, патенты. Американцы не только посылали на советские стройки своих специалистов, но и принимали, обучали советских инженеров и рабочих в США. Наконец, вместе с заводами в Советском Союзе создавались города для инженеров и рабочих. Эрнст Май, немецкий архитектор, участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов, в основном на территории нынешней Украины. Кумулятивный эффект, образно говоря.

Но, возвращаясь к изначально заданной теме, каким же был военный итог этого массивного привлечения иностранных спецов? Во-первых, вся эта масса американских заводов и фабрик произвела как минимум 21,5 тыс. орудий и миномётов, 4013 боевых самолётов и 11 тыс. 783 танка, потерянные Красной армией лишь до 10 июля 1941-го.

Во-вторых, именно архитектурная школа Альберта Кана, основанная на стандартизации, унификации, минимизации, стала залогом быстрой передислокации советских заводов за Урал после начала войны. Особенность его подхода заключалась в создании внутрицехового пространства за счет крупноразмерной стандартной сетки пролётов на железобетонных или металлических колоннах. Типовым в его системе было всё – окна, фонари, двери, ворота, перемычки, водостоки, душевые кабины, подкрановые фермы, балки, колонны, фундаментные стаканы и проч. Они не чертились, не рассчитывались и не изготавливались применительно к каждому проекту, а выпускались промышленным способом по определённым типоразмерам. Наличие сортамента готовых элементов отменяло потребность в подробных рабочих чертежах. Элементы лишь подбирались по каталогам и складывались воедино – таким образом «конструировались» проекты конкретных цехов, а из них, опять же по стандартным схемам, «компоновался» затем и весь завод. Это давало большой выигрыш времени.

И в-третьих, уже после начала войны Альберт Кан, точнее фирма Albert Kahn Inc. спроектировала крупнейший авиационный завод всего за один месяц! В эти невероятно сжатые сроки, наверное, и сегодня, при всей автоматизации с компьютеризацией, практически невозможно выполнить подобный объём работ.

Риторический вопрос, что было бы с Советским Союзом, не возьмись американцы за его индустриализацию? И не менее риторический – а дождётся ли Америка хотя бы капли благодарности за свои усилия?

Источник

Полная версия