Москва
22 ноября ‘24
Пятница

МНЕНИЯ INFOX.RU

Частный инвестор и блоггер (Альманах непредвзятого аналитика в Живом Журнале)

Современная Россия явно наступает на грабли СССР

Новый виток конфронтации с Западом породил прежний вопрос: не повторит ли Россия судьбу СССР, который не выдержал гонки вооружений и развалился.

Причём путь к развалу занял всего лет пять, а сам крах могущественной сверхдержавы стал полной неожиданностью для её граждан, которые даже в 1991 году верили в возможность обновить и сохранить Союз нерушимый…

И чем сильнее растут опасения, тем громче раздаётся самоуспокоительное – нет, не повторит. Вот, например, довольно популярная точка зрения. Мол, российская власть во многих вопросах устойчивости государственной власти извлекла уроки из негативного опыта СССР. И потому при внешнем сходстве с Советским Союзом её действия не ослабляют, а укрепляют страну.

Если кратко, то аргументация сторонников такой точки зрения состоит вот в чём. В СССР подавлялась активность деятельных граждан, существовала монополия на информацию и власть, насаждалась единственно правильная идеология, свобода передвижения людей, в том числе за рубеж, всячески ограничивалась, а сверх того экономика была косной плановой, лишённой всякой гибкости. Тогда как ныне дела обстоят с точностью до наоборот: активные люди могут идти хоть в бизнес, хоть в политику, идеология отсутствует полностью, конкуренция во власти, напротив, присутствует, и любой желающий может свободно ездить в Турцию с Египтом, были бы деньги. Да и современное российское хозяйство построено всё же на рыночных принципах, что добавляет ему адаптивности.

И тут, вроде, не поспоришь – за исключением одного. Вектор или, если угодно, тренд настораживает.

Действительно, формально монополии на власть сегодня в России нет: в парламенте представлено четыре партии, а по стране их действуют десятки, при этом президент подчёркнуто беспартийный, а выборы всё же проходят на конкурентной основе. По факту же мы наблюдаем, как год от года укрепляются позиции одной политической силы, широко представленной на всех уровнях государственного управления, системная оппозиция становится всё более формальной и призрачной, а несистемная и вовсе оттесняется куда-то на обочину, искусственно маргинализируется. Как следствие, в информационном пространстве доминирует одна точка зрения, широкой дискуссии по проблемным вопросам не получается, конкуренция мнений уступает место унылому однообразию идей. Заимствуемых у СССР, кстати.

Нечто похожее происходит и в экономике. Да, по всем признакам она остаётся рыночной, и даже самые горячие головы не предлагают возродить Госплан. В то же время роль государства в хозяйственной деятельности возрастает год от года. По некоторым оценкам, государственному сектору и госкомпаниям принадлежит уже 70% российской экономики. Более консервативные эксперты оценивают эту долю в 40-45%, но и тут виден резкий рост с 29% в 2000 г. И хотя нет строгой зависимости между формой собственности и экономической эффективностью фирмы, многие исследования показывают, что госпредприятия по важнейшим показателям деятельности всё же уступают частным.

Что касается собственного бизнеса как средства приложения усилий экономически активных граждан, то пик увлечения им, похоже пройден в 2010-х. Сейчас не хотят открывать своё дело даже больше людей, чем даже в позднем СССР, когда и само слово бизнесмен имело негативную коннотацию.

Возможно, это связано с тем, что общие условия ведения бизнеса оцениваются людьми довольно-таки негативно.

И хотя сейчас число малых и микроскопических предприятий в России примерно в 1,5 раза больше, чем в сравнительно благополучном 2011 году, когда экономика из кризис­а уже вышла, но в застой ещё не вошла, это ещё не вся правда. Как показывает статистика, число занятых в малом предпринимательстве уменьшилось на полмиллиона человек за этот период. Что говорит всё же о спаде предпринимательской активности (либо о росте предприятий-пустышек, существующих лишь на бумаге).

Пожалуй, только свобода передвижения остаётся ещё в более-менее нетронутом виде. Хотя и её ограничивают для военных, чиновников, силовиков и должников. Но хотя бы о железном занавесе речи нет… Пока…

Итак, политическая конкуренция подавляется, экономика монополизируется и огосударствляется, социальная и деловая активность тормозятся различными способами, а сверх того раскручивается новая гонка вооружений и зарево новой холодной войны поднимается. И кто скажет, что Россия здесь не ступает на те же грабли, о которые Советский Союз разбился?

Источник

Полная версия