Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

Цивилизационный разлом по вертикали власти

Вчера я написал пост, чтобы просто проверить, сколько на самом деле получают учителя в Москве – а вместо этого собрал статистику со всей России.

Вчера я написал пост, чтобы просто проверить, сколько на самом деле получают учителя в Москве – а вместо этого собрал статистику со всей России. Не скажу, что она меня удивила – но проиллюстрировала то, о чем я очень давно думаю. И сейчас расскажу. Но сначала – примеры зарплат педагогов не из Москвы. (Оригинальные комментарии здесь: https://www.facebook.com/dgudkov/posts/1967230129985084)

«Калининградская обл. мой друг, учитель математики---16-17000 р. туда же входит оплата за ведение шахматного кружка». «Великий Новгород. Учитель, 40 лет стажа, высшая категория, две ставки, классное руководство, сверхурочка и т.д. 25 000 максимум». «Жена в Лен.области работает учителем английского. Больше ставки - порядка 24 часов (ставка - это 18 часов). Средняя зп - 33..35.000». «Математик, высшая категория, 31 час. 130 учеников. На руки 34 тысячи. Саратов». «В Новосибирске 30 -это учитель с категорией и на 2 ставки». Не буду дальше приводить эти примеры: разница между московскими, пусть даже и официальными, 90 тысячами и всеми другими регионами уже понятна.

Сейчас важно задать другой вопрос: почему так? Почему эта разница лишь растет – вместе с процентами Путина на выборах?

Самый популярный ответ, который вы можете услышать (или даже написать ниже) в том, что «нужно оставлять налоги в регионах». Однако давайте вдумаемся, что произойдет в этом случае. В России всего около 12 регионов-доноров (по самой щадящей статистике). Это значит, что как раз они, богатые, и без того разбогатеют еще больше. А вот в регионы-реципиенты, получатели дотаций федеральный центр денег уже отправит меньше, потому что получит меньше сборов от регионов-доноров. Следовательно, богатые станут богаче, а бедные – беднее. Москва, Тюмень, Казань покроются еще тремя слоями плитки, а Липецк, Барнаул и Биробиджан накроются медным тазом.

Перераспределение налогов из центра в регионы – реформа правильная, но должна она пройти лишь после того, как пройдут еще многие другие.

Хорошо, но что же тогда делать? – Может быть, направлять в регионы больше инвестиций? Вливать, скажем, в Дальний Восток новые деньги из федерального центра – построили же во Владивостоке мост на остров Русский (а Хайятты так и не смогли).

Однако и это решение будет спорным. Федеральные деньги Дальний Восток не спасут. Вкладывать их эффективно мы не умеем: таких примеров просто нет, тот же Крым тому порукой.

Посмотрите, что сейчас происходит во всех регионах, где так или иначе еще теплятся деньги: везде там появляются самые разные ставленники или друзья федеральной власти. Кто вывозит мусор из Ярославля? – Чайка. Кто строит мост в Крым – Ротенберг. Кто зарабатывает на дальнобойщиках? – Другой Ротенберг. Чьи мусоросжигательные заводы готовятся отравить в Подмосковье? – Чемезов. Это самые простые, расхожие примеры – но в каждом регионе можно припомнить свой собственный.

Нужны ли этим пайщикам кооператива «Озеро», широко разлившегося по всей стране, независимые суды, куда сможет пойти местный бизнес для отстаивания своих интересов (например, в борьбе с картелями)? Ответ очевиден. Кроме того, если нет независимых судов, нет инвестиций (бизнес, в том числе иностранный, рисковать не хочет) – и у Чайки с Ротенбергом снова нет конкурентов: кто пойдет против генпрокурора или друга Путина?

Появление местного бизнеса укрепляет именно местную власть. У нее появляются налоговые ресурсы, она пестует коммерсантов (и я сейчас не про коррупцию) – и так и образуется взаимная выгода. Власти региона важна его сильная экономика, а бизнесу важна независимая от Москвы власть.

Тем не менее все это не значит, что развитие регионов невозможно, и путь всех их жителей – приехать в Москву. Сейчас люди приезжают в столицу не только потому, что здесь высокие зарплаты: сюда стремятся уже потому, что в столице есть возможности для развития, которых почти нет в других регионах России.

И этих возможностей не появится, пока власть – не деньги (вторично), а власть – не уйдет из Москвы в регионы. Пока федерация не станет федерацией по-настоящему, а не на бумаге.

К тем же школам. Сейчас в России фактически не может возникнуть ни одна авторская школа, потому что все учебные планы намертво контролируются федеральным министерством образования. Не может возникнуть бизнес, потому что придет представитель какого-нибудь ведомства и скажет «Дай». Не может возникнуть ничего, потому что все интересное уже разыграно между своими – близкими к власти. А кто такая эта власть? – Это федеральный центр. Путин, по сути, назначает губернаторов (отсекая конкурентов муниципальным фильтром), те назначают мэров – и так до самого нижнего уровня. Вертикаль власти и убила федерацию, зато коррупционную пирамиду – выстроила. И любой региональный депутат в Думе отстаивает не пользу для своего региона, а просто выживает, по возможности лоббируя какие-нибудь коммерческие интересы.

Что изменится, когда регионы получат власть? Это не абстракция, а возможность устанавливать свои законы в очень широких федеральных рамках. Например – вводить низкие налоги. Отменять мешающие бюрократические барьеры. Развивать что угодно без оглядки на центр. Туризм – так туризм. Порт – так порт, и это будут делать свои собственные инвесторы, а не Чайка с Чемезовым, и эти деньги, полученные от решений местной власти, будут оставаться на местах, а не уходить в Москву. Что, Краснодарский край чем-то хуже Баварии? Где там пролегает цивилизационный разрыв? По вертикали власти он пролегает. Почему Татарстан не Калифорния? – Да потому же.

Давайте брошу яркий образ, чтобы все стало совсем понятно: «Костромская область легализует проституцию». Естественно, пример намеренно скандальный и пррвокационный, в действительности пусть себе Приморье легализует офшор, а Якутия – свободную золотодобычу. Неважно, имеет значение лишь одно: каждый регион должен зарабатывать деньги для себя, он должен иметь для этого широкий спектр возможностей, которого сейчас нет. Все слышали про американский Лас-Вегас – а это тот самый принцип.

Ведь абсурд: в Москве решают, где на Дальнем Востоке будет «территория опережающего развития». И даже хуже: половина других зон – особых экономических – не работает, хотя и санкционирована из центра. А почему? Да потому что руководители регионов – временщики. Если в Сибирь можно отправить крымского адмирала (уже не справившегося на полуострове), если нет разницы между Вологдой и Новосибирском, а охранники Путина легко вырастают до губернаторов – о какой самостоятельности регионов может идти речь? Губернаторам важны не экономические успехи, а те самые проценты за Путина. Они растут – и растет уверенность чиновников в завтрашнем дне. А деньги даст федеральный центр, хотя и у него их все меньше.

Ведь пока мы строим феодальное государство (не империю, империя – это уже Новое время), Россия задыхается в санкциях. А феодалам только этого и нужно – им-то хватит, хотя и жаль, что в Европу с Америкой теперь не съездить. Главное, убедить людей, что «западные ценности», то есть сменяемость власти, независимый суд, местное самоуправление – зло.

Так что вернемся к началу: конечно, уравнять зарплаты во всех регионах не получится, но повышать их до приличного уровня можно только одним способом: начав перераспределение власти и нарушив первое правило Российской Федерации: никогда не говорить о Федерации.

Источник

Полная версия