Москва
26 декабря ‘24
Четверг

МНЕНИЯ INFOX.RU

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Маниловщина по-министерски

В последнее время россияне получили еще одну порцию блюда маниловщина по-министерски.

Блюдо выглядело как набор из почти одновременных решений, реализовать которые в рамках действующих нормативно-правовых актов весьма затруднительно, а цели реализации противоречат друг другу по всем параметрам.Первое решение - это педалирование Министерством природных ресурсов внедрения раздельного сбора отходов и сопутствующих ему мероприятий. В общем и целом список “хотелок” Минприроды выглядит весьма внушительно, начиная с “организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов” и заканчивая “развитием системы экологического образования и просвещения”.

Смущает несколько моментов.

1. В конце 2017 года законодатели внесли поправки в 89 ФЗ “Об отходах производства и потребления”, которыми был упразднен термин “раздельный сбор отходов”. По новому постановлению это теперь называется “раздельное накопление”. Фактически, данный документ не легитимен, ибо использует устаревшую терминологию.

2. Для поставленных перед регионами (а документ был разослан по регионам для рассмотрения и согласования) целей и задач Министерство природных ресурсов забыло “сочинить” целевые показатели. После фразы “достигнутые результаты” мы видим пустое место, что подразумевает, что каждый регион будет сам решать, как сильно он хочет надорвать животы, воплощая данный план-график в жизнь. Зато волшебное слово “отчет” как бы намекает: главное в этом деле - грамотно отчитаться.

3. Даже если региональная власть вдруг одумалась и решила собирать отходы в регионе раздельно, ей придется сильно попотеть. Особенно там, где уже выбрали регионального оператора. Как известно, выбрав регионального оператора, правительство региона может потирать ручки и уходить в отпуск. За региональные отходы теперь будет отвечать “великий и могучий” оператор. У “великого и могучего” есть только одно ограничение - Территориальная схема. Ну, кое-где, если власть не сильно нахальная, есть еще Региональная программа. В Санкт-Петербурге Региональной программы нет. И не предвидится. Если Территориальная схема предписывает делать раздельный сбор (ой, простите, накопление), то Регоператор будет вынужден расширять и углублять систему сбора от населения вторичных материальных ресурсов, а если ничего про это нет, то извиняйте! Все ваши планы-графики нужно сначала в Территориальные схемы впихнуть. А это ой как непросто….

Вот и получается как про незадачливого любовника - хочет, но не может…..

Второе парадоксальное решение состоит в педалировании процесса строительства 4-х мусоросжигательных завода в Подмосковье. Как утверждается в статье, данное “ускорение” внесено в Территориальную схему Подмосковья, которая, кстати, еще не прошла общественных обсуждений и согласования в Росприроднадзоре и висит на сайте в виде проекта.

Парадокс состоит в том, что и власти Подмосковья, и компания РТ-инвест, столкнувшись с праведным гневом населения, не смогли выдержать и первоначальные сроки. Битва за право сжигать мусор Москвы и Подмосковья набирает новые обороты, а эксперты обнаруживают в сопровождающих ее документах все новые и новые подтверждения, что никому из участников этой гонки раздельное накопление отходов не выгодно. В частности, в условиях Соглашения между правительством Московской области и АГК-1 (компания-оператор мусоросжигательного завода) черным по белому написано, что мусоросжигание должно работать на всю катушку, а снижение объемов поставляемых отходов будет караться штрафами и неустойками. (п.2.4.4. Соглашения). Т.е. если в результате реализации плана-графика Минприроды по внедрению раздельного сбора отходов будущим МСЗ не хватит мусора, за это заплатит налогоплательщик, добросовестно сдающий картон и пэт-бутылки в переработку.

Но и это еще не все. Январь 2018 “порадовал” новостью о том, что поживиться на “мусорной” проблеме готовы даже компании, не имеющие к отходам прямого отношения. В частности, в своем интервью РБК министр Сергей Донской сказал, что “как оперативную меру прорабатываем совместно с РЖД вопрос о возможности вывоза отходов в другие регионы страны. Коллеги уже подтвердили готовность осуществления перевозок”. Меня не удивляет желание РЖД повозить “нескончаемые” московские отходы “куда подальше”. Меня удивляет, что до сих пор не принят нацпроект по запуску российского мусора на Луну. Ведь какие деньжища можно освоить! Заодно развить отечественную космонавтику... Наверное, пока с ООН не согласовали…

Итак, последние месяцы 2017 года и начало 2018 года демонстрирует нам углубляющийся кризис управления в области обращения с отходами. Состояние Министерства природных ресурсов “не говорю ни “да”, ни “нет”, боюсь пристать к любому краю” можно объяснить только жестким прессингом со стороны Ростеха, который хочет отходы сжигать, еще пока не очень жестким, но прессингом со стороны населения, которое хочет отходы собирать раздельно и перерабатывать, и нерешительностью членов правительства, которым приходится расхлебывать последствия своего малодушия. Ведь если бы три года назад раздельный сбор отходов зафиксировали в законодательстве как обязательный на территории всей России, а поползновениям “пожечь то, что уже некуда складывать” дали отпор, сегодня все шли бы в одном направлении - направлении устойчивого развития нашего Отечества.

Полная версия