Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Московский кинофестиваль уходит в оппозицию

«Трансформеры» против арт-хауса, старое против молодого, художественное против документального - генеральная линия 33 ММКФ заявлена остро: «оппозиция и крайности».

Из жизни машиниста

До открытия 33 Московского международного кинофестиваля еще больше двух недель, многое в его программе, списке гостей, жюри может еще поменяться, но уже сейчас известны главные события.

Как рассказал программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, в ходе отбора фильмов и событий сама собой складывается та или иная генеральная линия. В этот раз отчетливо сложилась игра на противопоставлениях. Разлогов обозначил тему 33 ММКФ так - «оппозиции и крайности».

Самый яркий пример -- фильм, выбранный для открытия ММКФ, а именно «Трансформеры - 3: Темная сторона Луны». Впервые в Москве состоится мировая премьера блокбастера такого уровня. Как говорит Разлогов, он-то мечтал о чем-то подобном давно, однако голливудские продюсеры прежде не видели у нас достаточного потенциала для столь ответственного мероприятия. А теперь, очевидно, разглядели. Премьера пройдет с большим размахом, ожидается приезд американских звезд и иностранных журналистов. «Вне зависимости от качества картины, это -- супер-сенсация», -- отвечает программный директор на недовольство некоторых пуристов-синефилов.

Разумеется, и для тех, кто презирает голливудский размах, на ММКФ будет что посмотреть. Как бы в оппозицию «Трансформерам» в основной конкурс фестиваля был включен фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана, который до этого снял известную в узких кругах «Пыль» -- абсолютно независимое и практически безбюджетное кино. Доказав тем самым, что для хорошего кино вполне достаточно недорогой камеры, талантливых идей и хорошей компании. Новый фильм Лобана, по словам отборщиков, отличается от камерной «Пыли» и представляет собой крупное произведение (2 часа 40 минут), с большим замахом и амбициями -- «что-то между Феллини и Михалковым».

Кроме того в конкурсе будет участвовать еще один российский фильм -- «Бумеранг сердце», который снял арт-хаусный и тоже довольно камерный режиссер Николай Хомерики. В аннотации фильм представлен довольно лаконично: «Несколько дней из жизни Кости -- помощника машиниста метро». Всего же в основном конкурсе на сегодняшний день заявлено 17 картин. А в «Перспективах» -- 11 фильмов.

Дикие ночи

Важным событием 33 ММКФ стоит назвать возвращение конкурса документальных фильмов. До этого неигровое кино было представлено во внеконкурсной программе «Особый взгляд», которая пользовалась большим успехом и была, едва ли не самой посещаемой на ММКФ.

По словам директора документальной программы Сергея Мирошниченко, ситуация усложнилась, поскольку для «Особого взгляда» традиционно отбиралось все лучшее, что было сделано за год -- призеры и победители других фестивалей, уже признанные картины. Конкурс же подразумевает принцип премьерности. Особенно было трудно с выбором российской картины, поскольку полнометражная документалистика редко вдохновляет современных российских режиссеров. Однако в конкурс отобрано 7 фильмов, среди них «Счастливые люди», которых российской молодой режиссер Дмитрий Васюков снял при участии Вернера Херцога. «Свободная мысль» также останется среди внеконкурсных программ.

Вне конкурса появилось и две новые программы. Одна из них -- «Дикие ночи» вполне оправдывает свое название. Ночные показы, где крутят все то, что нельзя показывать на приличном фестивале в дневное время, то есть, как уточнили организаторы, «секс, насилие и мейнстрим», есть почти на всех крупных фестивалях. И, надо думать, пользуются заслуженным успехом.

Другая программа называется «Третий возраст» и адресована тем, кому за... (кстати, о крайностях и оппозициях). Как заметил Кирилл Разлогов, человечество стремительно стареет, а киноиндустрия стареет еще стремительнее. Возрастные режиссеры снимают немолодых актеров в фильмах на интересующие их в преклонном возрасте темы. И есть немало зрителей, которым эти темы интересны. Они, как правило, не ходят в кинотеатры, так что программа получилась вполне фестивальная, по-своему, синефильская.

Поскольку на дворе Год Италии в России, сразу несколько программ посвящены кинематографу этой страны. В том числе ценнейшая ретроспектива «1675 километров итальянского кино», где шедевры старого доброго итальянского кино покажут в отреставрированном виде. А так как одновременно с ним идет еще и Год Испании в России, то и этой стране будет отведено почетное место.

Как заведено на всяком европейском фестивале, на ММКФ будет много Азии, шокирующей и не очень. Будут, разумеется, модные румыны и другие восточноевропейские кинематографисты. Хотя и не в таком количестве, как в прошлом году, когда распад соцлагеря был главной темой фестиваля. В программе «гала-премьера» покажут фестивальные хиты последнего года - а год выдался на редкость урожайный.

Ну и вообще, программный директор 33 ММКФ обещал всех удивить. Будем ждать.

Полная версия