Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В Москву едут зачинатели хип-хопа и бритпопа

Умные группы на «Умном фестивале». Космополитичные биты в центре дизайна. Почти «Оазис» с дебютным альбомом. Зачинатель хип-хопа на фестивале уличной культуры.

«Smart Fest»: «КЕТА», D-Pulse, Cheese People, Pompeya, Xuman

«KETA» - во всех смыслах дальневосточный проект. Во-первых, из-за рыбно-морского названия. Во-вторых, из-за участников. В составе: не нуждающийся в представлении Илья Лагутенко и его давний товарищ и коллега Андрей Антонец – электронщик, еще в 1990-х подружившийся с целым рядом европейских лейблов. В-третьих, из-за звучания: меланхоличное эмбиентное техно с вкрадчивых кошачьим вокалом Лагутенко. И, наконец, из-за видеоряда, сопровождающего выступления дуэта. На нем чередуются неописуемой красоты виды заснеженной Камчатки, снятые самими участниками группы. Кстати, во время этой поездки музыканты выступили в кратере действующего вулкана. Помимо кратера, где у «КЕТЫ» вряд ли была какая-то конкуренция, группа еще не выступала самостоятельно, лишь разогревая «Мумий Тролль». Здесь же, напротив, в качестве своего разогрева привлекла молодую и талантливую западническую поросль. D-Pulse – представители умного хауса, еще будучи ижевскими школьниками заслужившие сравнения с Daft Punk. Сейчас группа базируется в Петербурге, где пишет новый альбом, но куда чаще ее можно встретить на европейских площадках. Задорный диско-панк самарцев Cheese People запал в душу не только поклонникам, но также музыкальным критикам, рекламщикам, продюсерам сериалов и даже японцам, выпустившим их дебютный альбом. Квартет Pompeya, сложившийся из бывших участников нескольких известных столичных групп, буквально на прошлых выходных презентовал свой первый альбом отменного диско-попа «Tropical». Не так давно разродился первой пластинкой и Xuman – в чем-то схожий по звучанию с Pompeya проект Александра Хьюмана, бывшего диджея и отца-основателя развившего бурную деятельность лейбла Xuman Records.

Arena Moscow, пятница, 3 июня, 20.00

«Mmm… Beats»: MF Doom (США), Hudson Mohawke (Великобритания), Dza, Pixerlord, Lapti, 813, Ol, Miracle Libido, Low Bob

«Битс» (он же «вонки», он же «нью саунд») – рожденный буквально пару-тройку лет назад стиль на стыке хип-хопа и авангардной электроники в духе лейблов Warp или Plug Research. Подобрать название этому гибриду оказалось немногим легче, чем определить его географические границы или любые другие корневые точки. В итоге пришлось смириться с тем, что их просто не существует. В эпоху глобализации и окутавшей всех и вся сети интернет стили рождаются непосредственно в этом космополитичном пространстве, где затем продолжают жить, развиваться, распространяться, пока не мутируют во что-то новое. И так до бесконечности. Битс-культура является крайне приятным исключением из правил для любого радетеля отечественной музыкальной сцены, т.к. российские продюсеры заслуженно воспринимаются здесь на равных. Более того, их количество и качество породило в западной музыкальной журналистике отдельный термин «новые битс из Москвы». Все сливки этого движения предстанут на грядущем вечерне-ночном фестивале. Но самой известной в мировом масштабе фигурой фестиваля будет все же американский рэпер MF Doom – искрометный толстяк в неизбежной железной маске одного из популярных героев комикса. Его выступление полугодовой давности запомнилось до неприличия долгим ожиданием начала концерта. Впрочем, по словам очевидцев, это того стоило.

Центр дизайна Artplay, пятница, 3 июня, 21.00

Beady Eye (Великобритания)

Beady Eye = Oasis – Ноэль Галлахер. Такой незамысловатой формулой можно описать историю появления на свет британского квартета со слегка сбивающим с толку названием «Глаз-бусинка». Когда два года назад после ухода Галлахера-младшего «Оазис» фактически превратился в мираж, оставшиеся члены группы во главе с Галлахером-старшим решили продолжить дело всей жизни под другой вывеской. Кроме вывески, откровенно говоря, почти ничего и не поменялось. Это все такой же чисто британский по духу матерый альтернативный рок, что можно слышать на последних альбомах «Оазиса». Да и сами музыканты этого ничуть не скрывают: название вышедшего в конце февраля дебютного альбома переводится примерно как «Другое оборудование, та же скорость». Большинство музыкальных критиков действительно признали, что, вопреки собственным ожиданиям, «скорость» ничуть не снизилась, и альбом вышел неожиданно ровным, интересным, с отдельными особенно яркими моментами вроде «Bring the Light» («Привнеси свет»). Как известно, «Оазис» до России так и не доехал, так что визит Beady Eye вкупе с прошлыми сольными выступлениями Ноэля Галлахера можно считать частичной моральной компенсацией многочисленным поклонникам легендарной бритпоп-группы. Правда, в отличие от младшего брата, Лиам Галлахер вряд ли споет что-то из «Оазиса» – уж очень принципиальный.

Milk, суббота, 4 июня, 20.00

«Faces & Laces»: Grandmaster Flash (США)

Самый масштабный восточноевропейский слет поклонников уличной культуры, и прежде всего одежды, отмечает в этом году свое пятилетие. По случаю первого полноценного юбилея организаторы решили разбавить традиционные для «Faces & Laces» («Лица и шнурки») выступления местных и приезжих диджеев полноценным концертом звезды мирового масштаба – одного из зачинателей хип-хопа Grandmaster Flash (Гроссмейстер Молния). Строго говоря, уроженец Барбадоса Джозеф Сэддлер тоже проходит по категории диджеев, но только его революционная роль в развитии диджеинга и хип-хопа не совсем укладывается в это скупое и размытое по нынешним временам понятие. Именно он еще в 1970-х изобрел целый ряд приемов обращения с пластинками во время сведения: перескакивание с песни на песню ровно в ритм; прокручивание пластинки назад вручную, чтобы повторить кусочек мелодии; увеличение скорости проигрывания пластинки – также вручную. Иными словами, все то, что составляет фундамент диджеинга. Дебютным творческим союзом 19-летнего Гроссмейстера была работа с Кертисом Блоу – первым коммерчески успешным рэпером в истории, который доказал широким массам жизнеспособность и самостоятельность новорожденного жанра. Но гораздо сильнее имя Grandmaster Flash ассоциируется с The Furious Five. Великолепная шестерка не только была среди первопроходцев хип-хопа, но и придумала сам термин. Вписав свое имя в историю музыки (в том числе официально: в 2007 диджей со товарищи стали первой хип-хоп-группой, попавшей в «Зал славы рок-н-ролла»), 53-летний музыкант, кажется, ничуть не устал от своего ремесла. В альбоме 2009-го «Bridge» («Мост») ветеран-многостаночник выступил в качестве автора песен, продюсера, программиста и клавишника.

Галерея «Ветошный», суббота, 4 июня, 22.00

Полная версия