Москва
3 января ‘25
Пятница

Лепаж танцует, Сильви Гиллем читает

Чтобы убедиться, что лето будет жарким, достаточно заглянуть в программу десятого Чеховского театрального фестиваля. Он привязан к году Испании и Италии, который проходит сейчас в России. Infox выбрал в афише самые яркие события.

«Буря»

Вконец обрусевший англичанин Деклан Доннеллан поставил с русскими актерами редкую на нашей сцене пьесу Шекспира. В интерпретации Доннеллана она стала не философской притчей о судьбах человечества (см. знаменитый фильм Питера Гринуэя), а семейной драмой, в которой старый интеллигент Просперо (Игорь Ясулович) осознает невозможность исправить мир и тяжко страдает от предстоящей разлуки с любимой дочерью Мирандой. Французы, видевшие в декабре парижскую премьеру «Бури», уже напророчили дебютантке Анне Халилулиной звездное будущее. Кроме этого, судя по отзывам, нас ждет иронический экскурс в родную историю: шуточные сцены, которые в пьесе разыгрывают по приказанию Просперо волшебный дух Ариэль (Андрей Кузичев) и его подручные, у Доннеллана стали пародией на советские пасторали. С песнями и танцами на фоне фонтанов ВДНХ и фрагментами из «Кубанских казаков».

25-27 мая

«Проект J» («О концепции лика Сына Божьего»)

Итальянский радикал и философ Ромео Кастеллуччи привезет в Москву спектакль, который стал первой частью его грандиозного диптиха о богоискательстве, в который помимо «Проекта J» входит «Черная вуаль священника» по романтической новелле американца Натаниэля Готорна. «J» - лишь первая буква имени того, в чьи портреты вглядывается режиссер, пытаясь понять, каким был реальный человек, запечатленный на великих картинах Возрождения. И какими, на фоне его лика, выглядим мы. Поборники веры могут быть спокойны: ни кликушества, ни дешевых провокаций в спектакле нет. Однако директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин все же уверен: этот спектакль непременно расколет зал пополам.

28-31 мая

«Неподвижные пассажиры»

Знаменитый кукольник Филипп Жанти сделал новую версию своего спектакля, который в прежней версии назывался «Неподвижный пассажир». Теперь пассажиров, восемь, они путешествуют по фантастическому пространству – то ли пейзаж после землетрясения, то ли ад, то ли рай, в котором, как оказывается, действуют те же нелепые законы, что и в сегодняшней Европе. Суматоха на бирже, обыск на таможне и фарс на паспортном контроле – словом, Жанти придумал новую серию сатирических фресок о современном человечестве. Как и прежде у Жанти, куклы незаметно превращаются в людей, а люди – в кукол, но на этот на сцене к ним добавятся еще и персонажи из театра теней.

29 мая-5 июня

«Эоннагата»

Название этого спектакля позаимствовано из японского. В театре Кабуки «оннагата» - это актер-мужчина, работающий в амплуа женщины. Канадец Робер Лепаж, которому, похоже, подвластны все театральные жанры, предложил сотрудничество великой балерине Сильви Гиллем и ее партнеру и хореографу Расселу Малифанту. Вместе они придумали спектакль, в основе которого – авантюрный сюжет времен Луи XV про некого шевалье Д' Эона, прожившего много лет в России под видом дамы, шпионившей по всей Европе и одновременно выступавшей в цирке, дожившей до глубокой старости и вызвавшей шок у освидетельствовавших ее/его врачей. Утонченная Гиллем и мужественный Малифант танцуют женскую и мужскую ипостаси шевалье. Впервые пробует себя в пластике и сам Лепаж, не играющий, а именно танцующий Д'Эона в старости. Своеобразный дебют и у Сильви Гиллем. По ходу действия она прочтет драматический монолог. Костюмы для спектакля – дело рук еще одного гения, покойного ныне дизайнера Александра Маккуина.

9-11 июня

«Золушка»

Хореограф-популист, на спектакли которого ломятся и эстеты-балетоманы, и далекая от искусства публика, британец Мэтью Боурн уже в четвертый раз гастролирует на Чеховском фестивале. В этом году он привез к нам «Золушку» на музыку Прокофьева. Оттолкнувшись от того факта, что композитор писал свой балет в 1945 году, Боурн перенес действие в Лондон конца второй мировой. Принц в его спектакле стал летчиком британских ВВС. Его отношения с Золушкой развиваются стремительно потому, что вокруг все еще идет война: объясняться в любви надо сегодня, ведь завтра тебя может уже не быть.

28-30 июня, 1-3, 5-10 июля

Biped, Xover, «Тропический лес»

Чеховский фестиваль дает нам последний шанс увидеть три одноактных балета легендарного американского хореографа Мерса Каннингема. Его не стало год назад, и, согласно завещанию, через два года перестанет существовать и его труппа. Как говорят балетоманы, такое решение - не прихоть 90-летнего хореографа, а продуманное решение профессионала: без авторского присмотра балеты могут существовать не больше этого срока. Как говорится, спешите видеть.

14-16 июня

«Смола и перья»

Француз Матюрен Болз опровергает миф о том, что акробатам не нужны мозги. Недаром его компания называется «Руки, ноги и голова тоже». Москва запомнила его «Тангенс», показанный два года назад на Чехфесте. Тогда мы впервые узнали, что цирковое представление может быть трагическим: виртуозные пластические трюки в «Тангенсе» складывались в жутковатую притчу о тотальной несвободе человека. В «Смоле и перьях» Болз идет еще дальше. Над сценой, словно качели, подвешена неустойчивая платформа, на которой отчаянно балансируют пять человек, уцелевших после вселенской катастрофы. Платформа, как тонущий корабль, все сильнее клонится на бок. Такого крутого авангарда, да еще в исполнении циркачей мы точно еще не видели.

1-7 июля

Gnawa, Arcangelo, Flockwork, Noodles, White Darkness

Национальный театр танца Испании везет к нам одноактные балеты Начо Дуато, поставленные им совместно с его молодыми коллегами: Александром Экманом и Филиппом Бланшаром. Как известно, год назад испанская труппа, решив вернуться от аванграда к классике, не возобновила контракта с маэстро, и Дуато тут же получил предложение возглавить Михайловский театр в Петербурге. Теперь он «наш», а испанцы все еще катают по миру его балеты, считающиеся эталоном современного искусства.

13-16, 19-23 июля

Полную афишу фестиваля можно найти на его на сайте.

Полная версия