Искусство понижения планки
Качество российского театра перешло в количество. Список «драматических» лауреатов «Золотой маски» выглядит сбалансированным, но невыразительным.
Догоним и перегоним самих себя
То, что афиша «Маски» становится год от года все разнообразней, вроде бы должно радовать. Но если раньше программа феста прирастала в основном внеконкурсными и весьма полезными начинаниями: «Новая пьеса», «Спектакли ближнего зарубежья» и «Маска плюс» (в последнюю попадали любопытные спектакли, по каким-то причинам не прошедшие в основной конкурс), то на сей раз разбухла и конкурсная афиша. В драматическом конкурсе за нынешнюю «Маску» сражались 8 спектаклей большой формы и 12 малой (это если считать за один проект «Молодые режиссеры -- детям», в который вошли четыре самостоятельных спектакля). Но не стоит думать, что такая просторная афиша – итог небывало урожайного сезона. Все как раз наоборот: чем ниже достижения отечественного театра, тем больше спектаклей номинируются на «Маску».
В итоге фестиваль длится полтора месяца, профессионалы и любители театра без конца спрашивают друг друга: «Кто это привез?!» Жюри сбивается с ног и, в конце концов, не может адекватно распределить призы. А планка достижений российского театра опускается все ниже и ниже.
Кто сразится с дядей Ваней?
Главный приз драматического конкурса достался, и весьма предсказуемо, спектаклю Римаса Туминаса «Дядя Ваня». Соперничать с ним по качеству в номинации «лучший спектакль большой формы» было просто некому. Но жюри под председательством Алексея Бартошевича, решив не отдавать все «Маски» в одни руки, оделило призом за лучшую мужскую роль не Сергея Маковецкого, сыгравшего дядю Ваню, а Игоря Гордина за роль в спектакле «Кроткая», поставленном выпускницей Камы Гинкаса Ириной Керученко. К слову, в афише феста был и спектакль самого Гинкаса «Медея», в котором Гордин сыграл роль Ясона и за нее тоже был номинирован. Так что приз, надо думать, дан по совокупности.
Лучшей актрисой стала Ольга Яковлева. Легендарная прима спектаклей Анатолия Эфроса была выдвинута на «Маску» за роль бабушки в спектакле Адольфа Шапиро «Обрыв» (МХТ имени Чехова). И роль, и спектакль сделаны достойно, и все же это тот случай, когда премия дается не за конкретную работу, а за общие заслуги.
Примерно то же случилось и с Петром Фоменко: его спектакль «Триптих» назван лучшим спектаклем малой формы. Похоже, от пестроты и разного уровня постановок, попавших в эту номинацию, у жюри стало рябить в глазах. В итоге отдано предпочтение проверенному мэтру, чьи спектакли не бывают плохи по определению.
Дабы не прослыть консерваторами и поддержать новаторство, жюри назвало лучшим художником и лучшим режиссером создателей спектакля «Изотов» Александра Шишкина и Андрея Могучего. Выбор логичный: Шишкин создал на сцене Александринки очень необычное оформление. А с Могучим, ставшим в эти же дни лауреатом престижной европейской премии «За новую театральную реальность», мог бороться Римас Туминас, но его спектакль, как мы помним, жюри одарило главной премией.
Провинциальные театры тоже не остались без наград: приз критики получили талантливые «Экспонаты» Марата Гацалова, поставленные московским режиссером в драматическом театре города Прокопьевска. А один из спецпризов жюри достался актрисе Анастасии Светловой, сыгравшей Екатерину Ивановну в одноименном (на наш вкус, не слишком удачном) спектакле, поставленном Евгением Марчелли в Ярославском театре имени Федора Волкова.
Словом, «Маски» распределились не только разумно, но и дипломатично. И все же не оставляет ощущение, что высшая национальная театральная премия понемногу превращается в приз за игру дворовых футбольных команд.