Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Французы зажигают без огня

Приезда Парижской оперы российские балетоманы ждали с 1991 года. Гастроли открылись незамысловатой программой одноактных балетов. Французы предъявили "визитку", безделушку и непременный авангард.

Как это было раньше

В последний раз лучшая балетная труппа мира гостила в Большом театре в 1991 году. По сути, это было начало конца наших с парижанами отношений. Хотя привозили программу исключительно рафинированную: «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера, «Весну священную» Вацлава Нижинского, «Юношу и смерть» Ролана Пети, «В ночи» Джерома Роббинса, «От пробы к делу» Твайлы Тарп и большой концерт молодых солистов театра. По сравнению с блиц-гастролями 2011 года -- солидно, а вот с 1958 годом, когда французы привозили целых шесть программ, скудненько. После 1991-го и вовсе наступила тишина. Несколько лет назад Большой театр начал ездить в Парижскую оперу с самыми яркими новинками репертуара двухтысячных – «Дочерью фараона», «Светлым ручьем», «Пиковой дамой, «Корсаром». На май намечены очередные гастроли Большого в Париже. Но о следующем приезде труппы парижан в Москву речь пока вообще не идет. Хотя в качестве вялого обещания на пресс-конференции директор Парижской оперы Брижит Лефевр назвала «Пахиту» Пьера Лакотта – может быть, мы увидим ее вскоре после открытия основной сцены.

Запасная «визитка»

Программу одноактных балетов показали в Большом театре четыре раза с двумя составами исполнителей. Разум подсказал госпоже Лефевр выбрать из обширного репертуара театра короткие балеты, каждый из которых мог бы, во-первых, отвечать за какую-то важную составляющую прославленного французского стиля. А, во-вторых, неделя не слишком ответственных и совсем не прибыльных гастролей не вывела бы хрупких этуалей и премьеров из рабочего состояния. Поэтому и не привезли французы свою нынешнюю визитную карточку -- сложные и опасные «Этюды» Гаральда Ландера, а ведь их артисты Парижской оперы танцуют всегда изумительно. Зато предъявили запасную «визитку» – «Сюиту в белом» Сержа Лифаря. Тот же чистый бессюжетный танец в белом для всей труппы, но архаический. Достаточно упомянуть о дне и месте премьеры «Сюиты» – 23 июля 1943 года, оккупированный немцами голодный Париж.

Лифарь, тогдашний худрук балета, в отличие от Рудольфа Нуреева, любил субординацию и не стеснялся говорить об этом. Если ты занимаешь положение этуали, то с тебя спрос как со сверхчеловека, но и почестями ты располагаешь королевскими. Его «Сюита в белом» -- это не семейный портрет в интерьере, как может показаться с первого взгляда, это шахматная доска с королями, королевами, рыцарями, конями и пешками. Каждый делает свой ход согласно правилам и рангу. У «Сюиты» есть русский предок – «Шопениана» Михаила Фокина. Лифарь хотел спеть новый современный гимн женскому танцу, в котором теперь есть место не одному мужчине -- Поэту, как у Фокина, а целой группе этуалей, солистов и корифеев кордебалета. Когда после увертюры (Лифарь частично использовал музыку Эдуарда Лало к балету «Намуна») занавес открывается, все участники, как и в «Шопениане», расставлены по местам в живописных позах. Вот она во всей красе -- прославленная лифаревская иерархия, от которой был так далек поэтически настроенный Фокин. Впрочем, слова уже не нужны, когда французы начинают танцевать. Какой бы простой «Сюита» ни казалась искушенному глазу нынешнего балетомана, в исполнении парижской труппы она прекрасна.

В фокусе этуали – техничная аккуратистка Летиция Пюжоль, темпераментная и скоростная Доротея Жильбер, сомнамбулическая лиричка Эмили Козетт, танцующая знаменитый номер «Сюиты» -- Сигарету, и томная королева адажио -- Изабель Сьяравола. Гордость сильной половины труппы – испанец Жозе Мартинез, патриарх среди этуалей, любимец московской публики. В конце сезона он прощается со сценой и уходит руководить Мадридским балетом. Скорее всего, он быстро вернет испанским балеринам их пуанты, отобранные экс-худруком Начо Дуато и пребывавшие в ссылке все 20 лет его «правления» в Мадриде. Другой премьер, Матье Ганьо – чудесное дитя прославленных родителей, артистов Марсельского балета Доминик Кальфуни и Дени Ганьо, заработавший звание этуали в 20 лет. По части горделивой демонстрации стиля и отменной формы, а также по чистоте исполняемых па Матье Ганьо сегодня не имеет равных ни во Франции, ни за ее пределами.

Дорогой коньяк и ноги по завещанию

Во втором отделении давали «Арлезианку» Ролана Пети. Это малоинтересный сюжетный балет французского мэтра -- из тех безделушек, что он создавал, работая в Марселе. Следуя тексту Альфонса Доде, балет повествует о деревенском парне Фредери, которого обманула некая арлезианка, скрыв от него свои предыдущие связи. Фредери пытается забыть ее и даже решается жениться на местной девушке Виветте, но страсть к обманщице оказывается сильнее – однажды ночью молодой человек выбрасывается из окна. Возможно, мы посмотрели бы на Пети другими глазами, если бы за последние десять лет не видели так много его хореографии в Большом театре. Для французов же его наследие – как дорогой коньяк, который со временем обретает богатые оттенки вкуса. К тому же, после холодной бессюжетной «Сюиты в белом» программе был нужен такой драмбалет, демонстрирующий зрителю другую сильную сторону труппы -- артистизм. Трогательная Виветта в исполнении Клер-Мари Оста и нервный романтик Фредери в исполнении Жереми Белингара растрогали зал до слез, хотя играли они очень сдержанно и держались холодно. Но в том и загадка французов, что они зажигают без огня.

Третий обязательный элемент французского стиля – авангард. За него парадоксальным образом отвечал на гастролях старинный балет Мориса Бежара «Болеро» -- то самое, в котором уже и не вспомнить, сколько лет назад, на красном столе в окружении полуголых красавцев кидала батманы Майя Плисецкая. Парижане очень гордятся тем, что перед самой смертью Бежар передал свой любимый балет труппе Оперы. На репетиции артисты приносили больного хореографа на руках. Акт передачи, наверное, сопровождался точными указаниями об исполнении «Болеро» лучшими балетными ногами. Однако из спектакля ушли все былые смыслы -- о солнечной энергии, о сексуальности, о власти ритма, но добавились иные философские истины – о борениях человека с богом, непослушании, восстании и возвращении. Во всяком случае, это утверждал Николя Ле Риша (он и был упомянут в завещании Бежара), танцевавший на открытии гастролей.

Во вторую часть гастрольной программы включили знаменитый балет Анжелена Прельжокажа «Парк», о котором Infox еще расскажет. Спектакль покажут три раза с разными составами исполнителей.

Полная версия