Парад театральных радикалов
«Мертвые души» в гараже, «Вишневый сад» под Вильнюсом и берлинская «Палата №6»… В Москве при поддержке фонда Михаила Прохорова начинается фестиваль NET. Он проводится уже в 11-й раз и знакомит нас с тем, что сегодня «носят» в актуальном европейском театре.
Свои среди чужих
Отличительная черта нынешнего фестиваля – все его спектакли поставлены режиссерами-иностранцами. Распространенное на Западе словосочетание «staging abroad» означает, что режиссер работал над спектаклем не со своей труппой, а в чужой стране и на чужом языке. К прозрачности культурных границ в Европе уже привыкли. Впрочем, и мы уже не сильно удивляемся, узнав, скажем, что в Театре наций работает знаменитый болгарин, автор фильма «Дзифт» Явор Гырдев. Поставленный им с русскими актерами спектакль «Метод Гренхольма», где зритель становится соучастником дьявольского эксперимента, который проводят работодатели над своими будущими сотрудниками, и откроет программу нынешнего NETa.
У поклонников Ивана Вырыпаева есть шанс увидеть «Танец Дели», новую пьесу Вырыпаева, реализованную с помощью актеров знаменитого варшавского театра «Народовы» (это польский аналог нашего МХТ).
Сильно обрусевший за последнее время латыш Алвис Херманис покажет на фестивале спектакль «Поздние соседи» по рассказам Исаака Башевиса Зингера, сделанный им в мюнхенском «Каммершпиле». Как рассказывают организаторы фестиваля, критики Марина Давыдова и Роман Должанский, позитивное мировосприятие постановщика «Рассказов Шукшина» впервые столкнулось с остротой, резкостью и экспрессией, свойственными немецкому театру. Так что даже знатоки режиссуры Херманиса удивятся.
Тем временем Кирилл Серебренников поработал в Риге – поставил в Национальном театре Латвии «Мертвые души» Гоголя. «Мы искали и находили живой человеческий эквивалент персонажам Гоголя», -- рассказывал Серебренников на пресс-конференции. В результате Коробочку обнаружили среди пожилых латышек, много десятилетий подряд покупающих абонемент на все премьеры Национального театра. Плюшкина раскопали на русском рынке. А в качестве прототипа Собакевича режиссер предложил артисту скопировать одного представителя российских фискальных органов…
Без слов
Не пугайтесь, если придя на спектакли NETa, вы не сразу узнаете знакомый со школы сюжет. По канве классики нынешние режиссеры вышивают вполне современные истории. И такая актуализированная классика куда важнее иных пыльных постановок, на которые распространители билетов загоняют толпы подростков. В общем, если хотите увидеть, как персонажи все тех же «Мертвых душ», собравшись в гараже, наперегонки запускают автомобильные покрышки под гоголевское: «А доедет ли до Казани?» -- вам сюда. Стоит посмотреть и видеоинсталляцию по «Вишневому саду» («Live «Cherry orchard») финна Кристиана Смедса, созданную им под Вильнюсом, на старой даче, обитатели которой, знаменитые литовские актеры, произносят чеховский текст как монологи сегодняшних людей.
В спектакле, поставленном в австрийском Граце молодым венгром Виктором Бодо, слов нет вообще. Он основан на пьесе Петера Хандке «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», персонажи которой вообще не говорят друг с другом, а текст состоит из описаний сцен городской жизни. Бодо сумел превратить их не то в цирк, не то в драматический балет. Знать заранее содержание пьесы Хандке не обязательно. Это, кстати, относится ко всем спектаклям нынешнего NETa. Во-первых, всегда есть бегущая строка перевода, а во-вторых, в современном театре перевод не очень нужен. Как из года в год доказывает нам NET, театр сегодня существует поверх барьеров.
Ни в коем случае нельзя пропускать и «Палату №6», поставленную болгарином Димитрием Гочевым в берлинском «Дойчес-театре». До сих пор о спектаклях этого прославившегося на всю Европу режиссера, друга и ученика великого Хайнера Мюллера, мы знали только понаслышке, московские гастроли его постановок неизменно срывались. Зато теперь у нас есть шанс посмотреть в ближайшие выходные остроумнейшую версию чеховского сюжета, в котором персонажи сводят с ума не то доктора Рагина, не то самого Антона Палыча, а в финале упекают его в психушку.
Ну и последнее. Большинство спектаклей начинается в 20.00, но для некоторых сделано исключение, например, «Палату №6» играют в 16.00, так что будьте внимательны.
Полное расписание фестиваля смотрите на его на сайте.