«Большая перемена» в театре для маленьких
В Москве начинается фестиваль театра для детей «Большая перемена». Его проводит театр «Практика» при поддержке минкульта России и правительства Москвы. Цель нынешнего фестиваля -- познакомить детей с актуальным искусством.
Театр из воздуха
Фестиваль «Большая перемена» проводится уже в четвертый раз. Его отец-основатель Эдуард Бояков -- тот самый энтузиаст новой драмы, худрук московской «Практики» и пермской «Сцены-Молот», не так давно организовавший в Перми фестиваль актуального театра и кино «Текстура».
В том, что «Практика» проводит детский фестиваль, нет ничего удивительного. Какая говорит сам Бояков, готовить своего завтрашнего зрителя надо уже сегодня - этим, собственно, и занимается «Большая перемена». Нынешний фестиваль декларирует своей целью не только приохотить детей к театру, но и приобщить к актуальному искусству.
Программа, как и прежде, делится на четыре части: - спектакли профессиональных театров для детей - спектакли, в которых дети играют для детей - благотворительные спектакли - тренинги и мастер-классы.
К мастер-классам, кроме чисто театральных («Импровизация» Анастасии Имамовой, «Театр из воздуха» Петра Зубова, «Театр с колес» Александра Колмановского), добавится «Печа-куча» -- занятия, во время которых дети будут делать презентации на тему «современное искусство». И «От руки» -- занятия с артистами итальянской группы «MANOLIBERA», участников которых научат и азам анимационного искусства, и пантомиме.
Как и прежде, поучаствовать в мастер-классах могут и чада от 1 до 18, и их родители. Другое дело, что дети на этих уроках, конечно же, дадут родителям фору -- это ведь взрослые не понимают абстрактное искусство и приходят в бешенство, если у картины нет внятного сюжета. Дети, как известно, легко принимают любую условность и проникаются идеями современных художников куда быстрее, чем старшее поколение -- достаточно лишь показать им, что искусство бывает не только реалистичным.
Генерал с нашей улицы
В основной программе -- спектакли из Италии, Швеции, Словении и России. Официальным открытием станет «Мойдодыр» по стихам Чуковского и других детских поэтов, которого сыграют на сцене Центра имени Мейерхольда артисты «Коляда-театра». Это та самая екатеринбургская труппа, созданная драматургом Николаем Колядой и объехавшая полмира со спектаклями по Шекспиру и Островскому, которых «колядинцы» играют как новую драму. Так что и «Мойдодыра» они наверняка интерпретируют как-нибудь по-своему.
Не надо пропускать «Снежную королеву», поставленную одной из создателей театра «Тень» Майей Краснопольской. И «Генерала», придуманного ее сыном Арсением Эпельбаумом вместе с Ольгой Зейгер. Этот сорокаминутный спектакль играют прямо на улице, так что одеваться надо потеплее. Стоит посетить «Пиноккио» -- недавнюю премьеру Жоэля Помра в «Практике» и его же «Красную шапочку». Пару лет назад мы видели этот изящный спектакль, поставленный Помра с родной французской труппой, теперь он повторил его в самарском театре «СамАрт», так что у постоянных зрителей фестиваля будет возможность сравнить. В московской части афиши -- «Бесстрашный барин» -- ироничная, философская работа дебютантки Марфы Назаровой по сказке Афанасьева, «Волшебное кольцо» по Борису Шергину в постановке ее сокурсника Александра Хухлина. И спектакль «Агата возвращается домой», сделанный самим Эдуардом Бояковым и ставший удачным театральным дебютом Алисы Хазановой.
А еще надо обязательно сходить на «Контрольный диктант» удмуртского театра «Парафраз» -- гротескное изображение отношений учителей и учеников, безусловно, взволнует школьников. И на «Балладу Портофино» швейцарского кукольника Петера Риндеркнехта. Этот спектакль однажды уже показывали в Москве в рамках Чеховского фестиваля, но историю кукольного семейства, живущего внутри контрабаса и мечтающего о поездке в Портофино, стоит посмотреть вновь. Рекомендованный возраст зрителя – от семи лет и выше, причем старших эта кукольная версия отношений постаревших отцов и выросших детей растрогает, может, даже больше, чем детей. Да, кстати, бабушек и дедушек на «Большой перемене» тоже ждут – и на спектаклях, и на мастер-классах. Ведь пенсионный возраст не является противопоказанием для занятий искусством.
Полное расписание фестиваля см.на сайте www.bigbreakfast.ru. Участие в мастер-классах – по предварительной записи.