В прокат выходят «Пираньи 3D» - сиквел фильмов Джо Данте и Джеймса Камерона. Перед нами лучший хоррор года - смешной, страшный и отличающийся на редкость уместным использованием технологий 3D.
Пролог картины смахивает на визионерский антиалкогольный сон главного санитарного врача РФ Онищенко, как если бы Геннадий Григорьевич, не расплескав деталей, донес синопсис своей страшной грезы до толкового клипмейкерского агентства. Бутылочка пива, которую прихватил с собой на рыбалку рассеянный старик (Ричард Дрейфус, снявшийся в свое время в родственных «Пираньям» «Челюстях»), наносит ущерб не только его здоровью, с которым бог бы с ним, но и самочувствию окружающих. Засунутая в воду с целью охладиться бутылка выскальзывает из пальцев, потихонечку тонет и, тюкнувшись об дно, провоцирует землетрясение. Небольшое, но достаточное, чтобы через образовавшуюся в коре трещину в озеро Виктория устремились плотоядные пираньи, обретавшиеся в подземном резервуаре с доисторических времен. Таким образом чья-то индивидуальная привычка хлебнуть прохладного пивка оказывается смертельной для съехавшихся потусить 20 тыс. молодых оболтусов -- а это тот самый легко перевариваемый юношеский фарш, который постановщики хорроров с негасимым огоньком скармливают нечисти с 1970-1980-х. Из этой благодатной для жанра эпохи «Пираньи 3D» выплыли, как русская проза конца XIX века вышла из гоголевской «Шинели».
Заветам Данте и Камерона верен
Еще не закономерность, но уже и не одноразовое исключение из правила: как стартовавший на прошлой неделе «Карате-пацан», модернизированная версия фильма 1984-го, оказался лучше оригинала, так и третьи по счету «Пираньи» выглядят куда убедительнее предыдущих высказываний по теме. При том что первый триллер про саблезубых рыбок в 1978-м снял Джо Данте, а появившиеся тремя годами позже «Пираньи-2: нерест» стали второй постановкой Джеймса Камерона. Впрочем, обе картины не лишены своей прелести и характерны заготовками, которые юные Данте и Камерон творчески разовьют в дальнейшем (у первого в кадре присутствует эпизодический бутафорский ящеренок, в котором можно углядеть предтечу «Гремлинов», а Камерону уже по сердцу избыточность: рыбки не только плавают, но и летают).
Александр Ажа предупредителен к заветам старых мастеров (и к «олдскульному» кино вообще: в кадре помимо Дрейфуса и исполнительницы одной из главных ролей Элизабет Шу можно увидеть старенького Кристофера Ллойда в привычном ему со времен «Назад в будущее» образе маниакального ученого). Но в то же время заходит дальше учителей, разрабатывая намеченную ими делянку вглубь и вширь. Скажем, прелюдию к основной резне, которая у неторопливого Камерона занимает три четверти фильма, Ажа с тем детским нетерпением в ожидании праздника, когда хочется поскорее уже дернуть за бороду Деда Мороза и развернуть подарки, сводит к необязательному минимуму.
Плоть и кровь
Но при этом, будто экскурсовод, который вообще-то ужасно спешит, однако не в силах не притормозить у любимой мумии, в течение пяти экранных минут (вопиюще бессмысленных в сюжетном отношении) приглашает зрителя полюбоваться на голых порномоделей, что ласкают друг дружку под водой под уместные оперные рулады. Постановщик вообще уделяет обнаженной плоти не меньше внимания, чем просто раскромсанной, демонстрируя при этом разнообразие художественных решений. Если эпизод с подводным лесбийским петтингом, что немудрено, завораживает, то один из последующих столь же ярких моментов заслуживает победы в номинации «самые неаппетитные сиськи года» (а ведь где-нибудь наверняка есть и такая номинация).
Вообще, «Пираньям 3D» (как и «Солдатам неудачи», «Адреналину» или «Ананасовому экспрессу») свойственно завораживающее чувство внутренней свободы, когда автор, располагая продюсерским карт-бланшем, что хочет, то и воротит, свято следуя законам жанра лишь затем, чтобы в определенные моменты безмятежно их нарушать. Этот приятный деконструктивный подход дает сбой лишь в финале, где рыбка съедает все-таки не того, которого в идеале съесть следовало бы, мужчину. За создателем триллеров «У холмов есть глаза» и «Зеркала», кстати говоря, подобного трэшевого размаха души прежде не наблюдалось.
Как и чувства юмора, которым он в «Пираньях 3D», грамотно чередуя моменты, где вздрогнуть, а где типа поржать, прямо-таки фонтанирует. И даже снабжает остроумием рыб – ну естественно ведь предположить, что, выживая 2 млн лет в замкнутом подземном пруду за счет родового каннибализма, странно было бы на месте пираний не развить в себе иронического отношения к жизни. Пика это умение смотреть на мир с зубастой улыбкой достигает в сцене с брезгливым отрыгиванием покусанного пениса. Пенис на некоторое время зависает под носом у зрителя, и одна эта сцена, полная врубелевской меланхолии и тихой грусти, оправдывает, пожалуй, экспансию в кино технологий 3D, которые в кои-то веки кто-то использовал к месту.