Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Три сестры, шерри-бренди и бесконечный сад

Начавшиеся в январе торжества по случаю 150-летия Чехова продолжатся до конца июля -- на этой неделе открывается IX Чеховский фестиваль, целиком посвященный писателю: корифеи мирового театра ставят драмы, балеты и даже цирковые шоу по мотивам судьбы писателя.

Еще за два года до юбилея директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин стал предлагать разным театральным знаменитостям поставить Чехова. Многие сперва отказывались, честно признаваясь: мол, не близок мне этот ваш интеллигент в пенсне. А потом вчитывались в Чехова, придумывали спектакли не столько по пьесам или рассказам, сколько по чеховской судьбе. И такие спектакли – самая интересная часть открывающегося фестиваля.

Я скажу тебе с последней прямотой…

Знаменитый хореограф Жозеф Надж назвал свой спектакль «Шерри-бренди». Его премьера состоится в начале июня в Орлеане, и о ней пока известно мало. Говорят, название позаимствовано из строчки Осипа Мандельштама: «Все лишь бредни - шерри-бренди – Ангел мой». Мандельштам же возник не спроста. В его стихотворении «Я скажу тебе с последней прямотой…» речь идет о греках, укравших прекрасную Елену, о ней же вспоминает пожилой трагик Светловидов, персонаж чеховской одноактовки «Лебединая песня. Калхас». Добавьте к этому рассказ Варлама Шаламова о смерти Мандельшатама в советском концлагере, и вы получите смесь покруче и погорше любого шерри-бренди. Впрочем, легких сюжетов Жозеф Надж – венгр по происхождению и самый крупный французский хореограф – не ищет.

Судьбой Чехова вдохновлялся и испанский хореограф Начо Дуато. «Я взял тексты из его Записных книжек, но не воспользовался ими буквально. Я использовал слово как музыку, потому что русский язык звучит для меня исключительно музыкально», -- рассказывает Начо Дуато. Его балет на музыку Чайковского, Шнитке, Педро Алькальде и Серхио Кабайеро называется «Бесконечный сад».

Японский хореограф Дзе Канамори покажет спектакль «Безымянный яд – Черный монах». Но искать в этом балете сюжет «Черного монаха» не стоит. «Я не ставлю чеховский рассказ, я ставлю чеховское страдание», -- утверждает Канамори.

Это чеховское страдание, или скорее тоска по несбыточному, которой герои писателя заразились от своего автора, стало главной темой цирковой «Донки» Даниэле Финци Паска. Получив предложение Валерия Шадрина, швейцарский режиссер и клоун, автор «Дождя» и «Тумана» -- хитов Чеховского фестиваля последних лет, отправился в Таганрог. Из рассказа о детстве писателя ему запомнилась малозначительная подробность: гимназист Антоша Чехов обожал рыбалку, причем удил специальной донной удочкой. Поэтов и писателей в спектакле Финци Паска сравнивают с рыбаками, выуживающими из пространства творческие замыслы. Жонглеры и акробаты в «Донке» выполняют искусные трюки, но на этот раз, по замыслу Финци Паска, каждый трюк неизменно оканчивается неудачей: ледяные шары валятся из рук жонглера, фантастической красоты люстра разбивается вдребезги, эквилибристку мучает кашель, который не позволяет ей вскарабкаться вверх по канату, и в конце концов она покорно укладывается на больничную койку. Гимнастки, лежа на полу, симулируют виртуозные трюки, а их тени проецируются на занавес, словно они и впрямь выполняют сложнейшие номера. В это время бесстрастный голос ведущего цитирует «Чайку»: «Нужно изображать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой она видится в мечтах»… Перемешав смешное и печальное, Даниэле Финци Паска рассказывает о чеховских недотепах, вечно упускающих свое счастье, как, быть может, прозевал его и сам Чехов.

Люди, львы, орлы и куропатки

Не уступят европейцам в оригинальности и отечественные мастера искусств. Дмитрий Крымов вновь покажет свою «Тарарабумбию» -- грандиозное юбилейное шествие, в котором Чехова приветствуют толпы его героев, позаимствованные из всех когда-либо бывших постановок, а также советские писатели, чиновники, искусствоведы в штатском и женская сборная по синхронному плаванию.

Благодаря усилиям фестиваля оперная знаменитость Дмитрий Черняков вернется на время в лоно драматического театра. Его будущий спектакль, репетиции которого пока еще только начались, а премьера намечена на 19 июля, называется «Сочинение по случаю» и основан на рассказе «Человек в футляре». Однако можно поспорить, что только лишь рамками чеховского сюжета этот спектакль тоже не ограничится.

Вечер чеховских одноактовых пьес под названием «Чехов-gala» готовит Алексей Бородин и вся команда Молодежного театра. Кроме того, нас ждут «Дядя Ваня» Римаса Туминаса – постановка чеховской пьесы, по глубине и пронзительности достойная легендарных спектаклей Анатолия Эфроса.

А также: «Вишневый сад» Марка Захарова, «Иванов» Юрия Бутусова, «Три сестры» Юрия Погребничко, «Братья Ч.» Александра Галибина по пьесе Елены Греминой и другие спектакли. Все они объединены тайным или явным желанием постановщиков развенчать навязший в зубах образ аккуратного дяденьки в пенсне. Такого добренького и интеллигентного, что смотреть тошно. Резче всех об этом слащавом образе на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля отозвался немецкий режиссер, руководитель берлинского театра «Фольксбюне» Франк Касторф.

Наташа Прозорова в приемной товарища Сталина

«Я решил объединить «Три сестры» с чеховским рассказом «Мужики», -- сообщил Касторф. -- Героиня «Мужиков» Ольга, насмотревшись на крестьянскую жизнь, рвется в Москву, как и сестры Прозоровы. И она наверняка туда попадет. Неизвестно, правда, как она будет там выживать – скорее всего, пойдет на панель, но она куда более деятельна, чем три сестры. Вот именно такие контрасты интересуют меня в Чехове. Когда ставят его пьесы, забывают, что топор, которым рубят вишневый сад, это еще и оружие. А я не забываю. Я по складу бунтарь, общая гармония меня мало интересует. Если хотите возвышенного Чехова – это не ко мне».

Заметив, что у героев Чехова большие проблемы с настоящим – они либо вспоминают прошлое, либо грезят о будущем, Касторф заявил также, что Наташу Прозорову (ту самую, которая в финале завладевает домом сестер) он легко может представить сотрудницей в приемной у Сталина – потому что в ней, единственной из всех героев «Трех сестер», есть определенность желаний и стремлений. После добавил несколько слов о том, что, вероятно, именно чахотка обострила талант Чехова. Так же, как эпилепсия – гений Достоевского. Мысли, конечно, спорные. Принять их или опровергнуть можно будет всего через несколько дней -- спектаклем Франка Касторфа «В Москву! В Москву!» фестиваль и откроется.

Полное расписание спектаклей можно найти на www.chekhovfest.ru.

Полная версия