Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Человеческая комедия оказалась индийским кино

Евгений Писарев, закрепивший за собой славу мастера комедий, выпустил в Театре имени Пушкина пьесу Нила Саймона «Босиком по парку». Как утверждает режиссер, ему хотелось сделать «человеческую комедию про нормальных людей». Получилось что-то среднее между молодежным ситкомом и индийским фильмом.

У Евгения Писарева редкий талант – он умеет делать хорошие развлекательные спектакли. Такие, на которые не стыдно выбраться всей семьей, взяв с собой детей. Пять лет назад Писарев поставил в Театре имени Пушкина пьесу Кена Людвига «Одолжите тенора» -- и это был, пожалуй, первый случай, когда бульварная комедия ничуть не повредила репутации государственного репертуарного театра. С тех пор Писарев ставил и в Пушкинском, и в МХТ имени Чехова (там идут его «Примадонны» по пьесе Кена Людвига, переписанный братьями Пресняковыми «Конек-Горбунок» и «Пиквикский клуб» по Диккенсу). И даже стал в МХТ заместителем худрука, то есть Олега Табакова. Вероятно, чтобы отдохнуть немного от «государственных дел», он и решил поставить в Пушкинском комедию Нила Саймона. Это пьеса о двух молодоженах, чуть не рассорившихся из-за того, что мечтающий об адвокатской карьере муж не соответствует романтическим представлениям жены, разгуливающей босиком по Центральному парку.

13-й этаж

Кори (Анна Бегунова) и Пол (Александр Арсентьев) провели шесть ночей в отеле, а на седьмую переехали в свое первое совместное жилье – крошечную квартирку на последнем этаже кондоминиума. Мебель все никак не привезут, отопление не работает, за окном хоть и нью-йоркская, но зима, а крыша, как выясняется, протекает. Задыхаясь на лестнице (лифта нет), муж оповещает жену о своем приходе громкими стонами: недешево снятая ею квартира оказалась не той, которую они выбирали прежде. И вдобавок не на 12-м, а на 13-м этаже. Чуть позже сюда взберется и свекровь (Ирина Бякова), выпучит от натуги глаза и выдавит из себя то ли всхлип, то ли вопль восхищения. А еще позже выяснится, что над молодоженами, то есть фактически на крыше, живет стареющий хиппи с рыжей шевелюрой и в пестром прикиде (Андрей Соколов). Он отвезет все семейство в какой-то индийский притон, в котором молодые, объевшись и обкурившись, насмерть поссорятся, а пожилая миссис Бэнкс решит круто изменить жизнь.

Художница Мария Рыбасова покрасила заднюю стену комнаты (она же -- выход на воображаемую крышу) охрой, соорудила на сцене наклонный пол в шахматную клетку, а над всем этим водрузила скошенную стеклянную крышу. Когда экзотическому соседу удается накормить новых знакомых галлюциногеном собственного изготовления, над крышей проплывает большой слон в цветастой попонке.

На родину слонов

Написанная в 60-е пьеса Саймона должна была напомнить обуржуазившейся американской публике о том, что с милым рай и в шалаше, а хиппи бывают куда обаятельнее, чем белые воротнички. И потому впечатлительная Кори посылает своего отутюженного мужа куда подальше и, кажется, уже готова обратить взор на соседа. Но Пол спасает положение, успев вовремя напиться и потерять ботинки в Центральном парке. А тут еще выясняется, что место на крыше уже занято – вместе с соседом теперь обитает миссис Бэнкс. В финале пожилые отправляются в Индию, а молодые мирятся и от избытка чувств выползают на карниз, балансируя над пропастью.

«Я устал ставить про каких-то вымышленных героев, которых в жизни не бывает. Устал разводить огромную массовку, устал от того, что над сценой кто-то летает, а по сцене ездят автобусы. Захотелось сделать незатейливую человеческую историю на четырех актеров», -- рассказывал перед премьерой Евгений Писарев. Это правда -- массовых сцен и всяких постановочных чудес хватает и в его «Коньке», и в «Пиквикском клубе», самый важный персонаж которого -- красный двухэтажный автобус.

Надо сказать, герои нынешней постановки Писарева тоже не совсем из жизни. Да и играют актеры в преувеличенно-экзальтированной манере, временами словно пародируя своих персонажей. В общем, спектакль есть в чем упрекнуть. Но упрекать как-то не хочется: слишком много существует сегодня фильмов и постановок, в которых сходные истории рассказаны куда пошлее и безвкуснее. Писареву же, все действие едва заметно подтрунивающему над сюжетом, героями, да и над зрителями, этой пошлости удалось избежать. Вдобавок в финале на сцену выходит почти настоящий слон – на радость всем любителям экзотики и индийского кино, к жанру которого и можно отнести этот спектакль.

Полная версия