Приключения клерка в стране виниловых пластинок
Нелепую жизнь маленького клерка в большом картонном городе показывают французы. На фестивале «Другой театр из Франции», который московский Театр наций проводит совместно с Французским культурным центром, показали спектакль «Гафф Афф». Название, позаимствованное из нескольких языков сразу, переводится как «Взгляни на обезьяну».
Переменить пластинку
Своим спектаклям мим Мартин Циммерман и диджей Димитри де Перро традиционно дают забавные названия: «Анатомия Аномалии», «Опер Опис» и т. д. «Гафф Афф» -- смесь немецкого с французским, поскольку Циммерман -- выходец из немецкой части Швейцарии, а де Перро -- из французской. Это маленький, компактный спектакль, направленный, как говорят его создатели, против общества потребления, в котором принято все выбрасывать и ничего не чинить.
В пику этому обществу в компании «Циммерман & де Перро» декорации изготавливают из картона, а в качестве музыкального сопровождения используют виниловые пластинки. Включая три проигрывателя одновременно, Димитри ловко водит по пластинкам пальцами -- получается забавная психоделическая музыка, подолгу застревающая на одном аккорде. Вот так же и жизнь несчастного клерка, которого изображает Мартин, мечущийся по круглой сцене, навсегда застряла среди картонных небоскребов, мятых бумаг и короба с изображением мужской фигуры, влезая в который герой перевоплощается в собственного босса. А тут еще круг под его ногами приходит в движение -- и оказывается, что герой бежит по гигантской пластинке, причем большую часть времени он двигается в противофазе: пластинка -- в одну сторону, а он -- в другую, тщетно пытаясь догнать свой уплывающий офис.
А что внутри?
Мартин Циммерман -- мим и танцовщик со стажем, есть на его счету даже работа с великим Жозефом Наджем. Так что по части пластики, как и по части музыки, к спектаклю никаких претензий, одно сплошное восхищение. Плюс юмор, в котором этой паре не откажешь. Плюс декорации, придуманные со вкусом: чего стоят зеленые огоньки, которые ближе к финалу загораются в крошечных прорезях в картонных билдингах. Или комната, в которую попадает герой, вырвавшись из абсурдного офисного мира: картонная кошка ловит картонную мышь, реальные предметы заменяют их наклеенные на картон фотографии. Голова же самого персонажа перекрыта плазменной панелью -- ведь дома все мы часто существуем «сунув голову в телевизор». Словом, придуман «Гафф Афф» весьма изобретательно, а инсталляция, символизирующая дом героя, вообще могла бы стать достойной участницей какой-нибудь бьеннале современного искусства.
Тут, пожалуй, и кроется единственный, но важный недостаток спектакля «Гафф Афф». Остроумное, визуально выразительное действие длится чуть больше часа, но в нем и в помине нет драматического развития. От первой минуты до последней герой Циммермана остается забавной марионеткой, понять, что происходит у него внутри, да и есть ли это «внутри», невозможно. Переняв все лучшее у современного визуального искусства, театр словно позабыл то главное, что всегда его отличало, -- драматическую составляющую. И эту претензию стоит предъявить не только к обаятельной продукции компании «Циммерман & де Перро», но к великому множеству сегодняшних постановок.