Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Хорошо забытые «новые»

В Мраморном дворце в Петербурге открылась выставка «Удар кисти: «Новые художники». Она имеет шанс заполнить белые пятна в истории современного арт-мира.

Насчет «хорошо забытых» -- это вовсе не каламбур. Новые художники действительно на 20 лет (если быть точным -- на 19) как будто исчезали. Их работы почти не выставлялись (за исключением Тимура Новикова), а сами художники -- Олег Котельников, Иван Сотников -- давно уже сменили манеры. Однако история, особенно история кино и музыки, сохранила их следы, и какие: «Асса», «Поп-механика», «Кино», черный юмор, пестрые краски. Одним словом, они остались где-то в пассивной памяти. Так что цель «Удара кисти» -- вывести их в активную. Вскрыть громадный пласт культуры, который может оказаться ключом к целому периоду отечественной истории. Потому что «новые» -- это не просто живопись. За ними российское кино периода малокартинья и связи с Энди Уорхолом, который слал Новикову и Котельникову свои работы в подарок. Словом, «новые» -- это ключ ко всей культуре 1980-х.

Масштаб удара

Чтобы дать зрителю почувствовать этот генезис и масштаб явления, вокруг «Удара кисти» установили массивную параллельную программу. В «Этажах» покажут фотографии «новых» -- красавцев и стиляг, хипстеры будут в восторге. В галерее Марины Гисич покажут фильмы и живопись Евгения Юфита. На Пушкинской, 10, выставят графику «новых». В киноцентре «Родина» покажут ретроспективу «параллельного кино» -- того же Юфита, Евгения Кондратьева (более известного под именем Дебил Кондратьев) и всех остальных. Так что пласт будет поднят и оценен в полной мере, можно не сомневаться.

Эффект от «Удара кисти» примерно как от годовой давности Смелова в Эрмитаже: понимаешь, что многие невольно копируют манеру, но о первоисточнике забыли. Так что задача номер два -- напомнить, кто первоисточник (куратор «Удара» Екатерина Андреева этого и не скрывает, прямо говорит, что нужно показать, насколько «новые» первичнее, техничнее и попросту талантливее, чем нынешние адепты примитивной живописи вкупе с черным юмором).

Стихи должны быть как камень

Название выбрано вполне точно: на одноименной картине Олега Котельникова художник пишет картину огромной кистью. Но смысл каламбура читается легко: к «новым» с их любовью к цветам и сюжетам «вырвиглаз» вполне применим хармсовский принцип «Стихи должны быть как камень: если их кинуть в окно, оно должно разбиться».

«Удар кисти» распадается на две половины: общий портрет «новых» (тут открытий почти нет, работы знакомы по прошлогодней ретроспективе Новикова в Эрмитаже или по репродукциям) и куда более детальный, сконцентрированный на некрореалистах раздел.

Первая часть «Удара» сплошь состоит из шедевров 1980-х: новиковские «Аэропорт» и «Строгий юноша» («Портрет Гурьянова»), котельниковские «Йэ-йэ» и поющие Эдиты Пьехи, сотниковские патлатые существа и машинки-кораблики. Это скорее узнавание, восстановление в активной памяти знакомых образов и красок.

Да, генезис здесь указан более чем убедительно, в этом, собственно, цель этой части «Удара». Здесь главное -- манера, и, чтобы понять, насколько она заразительна и живуча, не нужно прилагать много усилий.

Как таковой удар следует во второй половине выставки, там, где некрореалисты и самые радикальные работы «новых». Выставку авангардистов-чернушников Русский музей обещал еще год назад, но тогда ничего не получилось. Поэтому работы Евгения Юфита и его окружения включили в «Удар кистью», все-таки они были отдельной фракцией в «новых» и были достаточно близки кругу Тимура Новикова.

Эта вторая половина особенно ценна потому, что работы, в ней расположенные, практически не выставлялись, во всяком случае в последние годы. Так что они в отличие от произведений Сотникова и Котельникова вовсе стерты из памяти. Их надо не восстанавливать, а заново в память записывать. И они туда впечатываются крепко: юфитовская манера, старательная до академизма и одновременно гротесковая, выводит гиньоль на новый уровень. Пляски расчлененных морячков, закинутые синюшные головы трупов, обгоревшие электрики -- герои страшилок здесь более чем реальны и вполне осязаемы. Сомнений не остается: «новые» не просто определили парадигму развития искусства, а задали для него планку, самую высокую. И в этом смысле зритель ощутит удар не кистью, а лбом об эту самую планку. Вряд ли кому-то в ближайшее время удастся почувствовать ее пятками.

Полная версия