Москва
3 января ‘25
Пятница

«Маска» вышла из берегов

«Золотая маска» объявила свою программу. За 15 лет своего существования самый крупный российский театральный смотр оброс столькими внеконкурсными программами, что в этом году растянется почти на два месяца. Да, собственно, он уже идет: Мариинский театр традиционно показывает свои спектакли еще до начала основной программы.

По сравнению с предыдущими годами конкурсная программа драматического театра не так уж велика: восемь постановок, соревнующихся за звание «Лучший спектакль большой формы». Среди них -- «Рассказы Шукшина» Театра наций, «Улисс» Мастерской Фоменко, «Троил и Крессида» Театра имени Вахтангова, «Макбет» новосибирского «Красного факела», «Толстая тетрадь» кировского театра «На Спасской» и др. На звание «Лучший спектакль малой формы» претендентов шестеро, среди которых -- «Река Потудань» Студии театрального искусства, «Старший сын» «Табакерки», «Трамвай «Желание» «Коляда-театра», «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста». Есть еще конкурс «Эксперимент», в котором пять названий, одно любопытнее другого: «Opus № 7» Дмитрия Крымова, «СтарухЫ» объединения под названием «Феатр», «Жизнь удалась» Михаила Угарова в Театре.doc и т. д. Конкурсная программа кукольных спектаклей, оперы, балета, современного танца и мюзикла тоже не столь обширна.

С некоторых пор кроме конкурса «Маски» есть еще «Маска Плюс» -- лучшие отечественные спектакли, по разным причинам не попавшие в конкурс, а также лучшие зарубежные (по уставу за «Маску» соревнуются только российские постановки). В этом году к ним прибавилась еще и программа «Новая пьеса»: «Золотая маска» взяла под свое крыло фестиваль «Новая драма», который прекратил было свое существование из-за размолвки его создателей. Так что теперь значительная часть афиши «Маски» -- документальные проекты, представления новых пьес, проводимые идеологами Новой драмы Михаилом Угаровым и Виктором Рыжаковым. В общем, организаторы «Маски» сделали, безусловно, благородный шаг, но теперь внеконкурсная программа сильно превышает конкурсную. Пойдет ли это «Маске» на пользу, покажет будущее. Почему небольшим, малобюджетным фестивалям в Москве выжить значительно труднее, чем признанному мастодонту, -- вопрос к продюсерам и экономистам. Зрителям же рекомендуется:

а) выбрать самое для себя интересное в каждом разделе программы;

б) не сосредотачиваться на московских спектаклях -- их можно увидеть и после фестиваля.

Выбор Infox.ru

Легендарные спектакли и имена. В этом разделе «Маска» обычно привозит в Москву то, о чем говорит весь мир. В прошлом году -- балет Сильви Гиллем и Рассела Малифанта «Push» и не менее знаменитый «Impressing The Tsar» Уильяма Форсайта. В этом году -- «Дидону и Энея» Нью-йоркской танцевальной компании Марка Морриса. То, что в раздел «легенд» опять попал балет, -- не случайность: драматический театр действительно переживает кризис. Впрочем, «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла -- это не столько балет, сколько пример удачного синтеза искусств: вокал в спектакле соединяется с танцем, музыка 18-го века -- с пластикой 20-го, а все вместе становится современной интерпретацией античного мифа. Столь гармоничной, что смотреть ее будет интересно даже тем, кто терпеть не может и балет и оперу. 24, 25 марта.

Конкурсная программа. Балет. «Конька-Горбунка» Мариинского театра в постановке Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина тоже нельзя назвать развлечением для узкого круга балетоманов. Царь-девица не только крутит пируэты, но и танцует рок-н-ролл, царева челядь отчетливо напоминает аппарат президента. Танцуют отменно, с юмором и драйвом -- полный порядок, декорации придумал известный «ахеец» (то есть участник театра «АХЕ») Максим Исаев. 23 марта.

Конкурсная программа. Опера. «Один день Ивана Денисовича» Пермского театра оперы и балета. Режиссер Георгий Исаакян стал первым, кто переложил прозу Солженицына на язык оперы. Музыку написал Александр Чайковский. Получился пронзительный, но не пафосный спектакль не о сталинских лагерях, а о стоицизме -- умении остаться человеком в нечеловеческих условиях. 15 апреля.

Конкурсная программа. Оперетта / мюзикл. «Шербурские зонтики» питерского музыкального театра «Карамболь». Поставить театральную версию легендарного фильма -- задача невыполнимая. С нею справился Василий Бархатов -- оперный режиссер, за последний сезон успевший дебютировать в мюзикле, драме и цирке. Воссоздать на сцене провинциальный «Шербург» удалось художнику Зиновию Марголину. И поклонников, и даже противников фильма спектакль не разочарует. 6 апреля.

Конкурсная программа. Драма

1. «Ксения. История любви». Валерий Фокин продолжает переосмыслять знаменитые питерские легенды. В данном случае -- легенду о блаженной Ксении, жившей в Петербурге в ХШ веке, неожиданно лишившейся мужа и принявшей его облик -- чтобы отмолить его душу, ушедшую на небо без покаяния. Молодой драматург Вадим Леванов переложил историю современным языком, а Фокин поставил жесткий, провокационный, лишенный елея, но не лишенный фантасмагории спектакль, в котором по-мальчишески стриженая Ксения (Янина Лакоба) странствует по городу под песенку Димы Билана, встречаясь с вереницей самых невообразимых человеческих типов. Любителей благостных, ортодоксальных сюжетов просят не беспокоиться. 3 марта.

2. «Рассказы Шукшина». Спектакль латыша Алвиса Херманиса, поставленный с актерами Театра Наций, смело можно назвать самой громкой и успешной постановкой прошлого сезона: за год своего существования он успел объехать все престижные фестивали, его восторженно принимают и вип-зрители в Барвихе, и скромная публика в зале Театра на Малой Бронной. Такого единодушия в зрительских оценках не наблюдалось давно. Как и «Ксения», «Рассказы Шушкина» претендуют на звание «Лучший спектакль большой формы». В частных номинациях на «Маску» выдвинуты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. 29 марта.

3. «Трамвай «Желание». Николай Коляда продолжает серию спектаклей, в которых сюжеты мировой драматургии разыгрываются бандой советских «шариковых», а декорациями и реквизитом служит пестрое рыночное тряпье. Но не стоит думать, что театр Коляды -- обычная самодеятельность, недаром ему рукоплещут в Европе. Ставя пьесу американца Теннесси Уильямса, Коляда перенес действие в подобие советской коммуналки 30-х, обитатели которой сходят с ума от тесноты и безысходности, а в воздухе уже висит ощущение нацизма. Грубого работягу с замашками гестаповца играет Олег Ягодин, а попавшую в его логово нищую принцессу Бланш -- Ирина Ермолова. 9 апреля в 19.00, 10 апреля в 15.00.

4. «Макбет». 25-летний выпускник Олега Кудряшева вернулся в родной Новосибирск, где стал выпускать спектакли, о которых сначала заговорила вся театральная Сибирь, а теперь уже -- и вся Россия. На «Маску» в номинации «Лучший спектакль большой формы» претендует его «Макбет» -- современное переосмысление трагедии Шекспира, где будущие враги, армейские приятели Макбет и Банко, гоняют в футбол, ведьмы напоминают девчонок с дискотеки. И никто сперва не помышляет об убийствах, просто Макбету слишком приспичило стать самым крутым парнем. 6 апреля.

5. «Я думаю о вас». Француз Дидье Руис повторил в Москве свой проект, который до того делал по всему миру, от Франции до Бразилии, однако спектакль каждый раз выходил уникальным. Дидье Руис выбирает в каждой стране несколько пожилых людей, никогда не выступавших на сцене, сажает в ряд в двух метрах от зрителей и просит рассказывать о своей жизни. Сила русского проекта такова, что отъявленные циники утирают на спектакле глаза -- что поделать, у России в ХХ веке была не самая веселая история. На «Маску» спектакль Руиса претендует в номинации «Новация». В Москве он идет крайне редко -- не упускайте шанс. 1 апреля.

6. «Жизнь удалась». Еще один претендент на «Новацию» -- спектакль Михаила Угарова по пьесе Павла Пряжко. Это новая драма в чистом виде: с потоком ненормативной лексики и четверкой дебиловатых молодых героев, желания которых сводятся к еде, сексу, деньгам. И это потрясающе смешной и талантливый спектакль, доводящий до абсурда все темы новой драмы: безысходнее уже некуда -- дальше тупик.

Программа «Маска Плюс». Зарубежные спектакли

1. «Тонкие благородные газы». «Маска Плюс» дает Москве возможность увидеть постановку знаменитого Нового рижского театра, руководимого Алвисом Херманисом. Для своего дебюта в НРТ недавняя выпускница Камы Гинкаса Илзе Рудзите-Олингер выбрала пьесу американца Адама Раппа о кризисе нынешних 30-летних. Ее герои сравнивают себя с существующими в природе инертными газами, не вступающими в соединение ни с какими элементами таблицы Менделеева. Вот также и бывшие рок-музыканты из спектакля выбирают травку, алкоголь и безделье -- лишь бы не служить идиотским стереотипам массового сознания. 11, 12 марта.

2. «У нас все хорошо». Ученик Кристиана Люпы, один из лучших польских режиссеров новой волны, поставил пьесу 26-летней Дороты Масловски о жизни современной польской семьи, оказавшейся за чертой бедности. 2 апреля в 16.00 и 20.00

3. Another Sleepy Dusty Delta Day. Нашумевший спектакль бельгийского хореографа, режиссера, автора знаменитых арт-проектов Яна Фабра. Впрочем, тихих и нескандальных он и не делает. История о любви и смерти, облеченная в острую, провокационную форму. 1, 2 апреля.

Программа «Маска Плюс». Проект «Новая пьеса»

«Зимняя война». Давний замысел энтузиастов «Новой драмы» -- восстановить печальные и малоизвестные у нас события советско-финской войны. В спектакле приняли участие финны и русские. Под предводительством Михаила Дурненкова они насочиняли дико смешных и пронзительных этюдов о том, как один замерзший парень, встретив в лесу другого, обязательно должен его убить. Зачем, почему и кто в итоге победил -- непонятно. 14 марта.

Полная программа фестиваля и информация о билетах -- на сайте www.goldenmask.ru.

Полная версия