Москва
3 января ‘25
Пятница

Обрусевшая Ирландия в пермском театре «У Моста»

В театре «Практика» проходят гастроли пермского театра «У Моста». Самым важным своим автором театр считает ирландца Мартина МакДонаха. С постановками по его пьесам «У Моста» объехал пол-Европы включая московскую «Золотую маску». В этом году на «Маску» выдвинут спектакль «Калека с Инишмана» -- история обитателей заброшенного острова, мечтавших о Голливуде.

Анфан террибль современной драматургии, лауреат «Оскара» (за короткометражку «Полная обойма»), драматургической премии «Тони» и один из самых популярных в России авторов, Мартин МакДонах родился в 1970 году в Лондоне, в семье строителя и уборщицы. Позднее родители вернулись в Ирландию, а дети, Джон и Мартин, остались в Лондоне, решив стать писателями. К своей цели Мартин шел с той же маниакальной упертостью, с которой добиваются своего герои его пьес: написав десятки сценариев и радиопьес, которыми заинтересовалось разве что радио Австаралии, он добился-таки успеха. В 1997 году пьесу «Королева красоты» поставили на Бродвее -- дальнейшее стало крутым маршрутом наверх.

Самый русский автор

Выведя на сцену целую шеренгу маргиналов из богом забытых деревень, отце- и детоубийц, калек и маньяков, МакДонах наделил свои истории черным юмором такого густого замеса, что слабонервный зритель только охает и машет руками. Взять хотя бы его отличный фильм «Залечь на дно в Брюгге», завязка которого -- душевные муки молодого киллера, по неопытности застрелившего ребенка. Привычные сюжеты и взаимоотношения людей у МакДонаха вывернуты наизнанку, а речь персонажей будто расшифрована с диктофона. Особенно если дело происходит в ирландской глубинке. Время, похоже, здесь остановилось, одна и та же фраза или ситуация повторяется сотни раз (и именно из этого мнимого однообразия постепенно вырисовываются характеры), быт скуден, еда надоела, пожелтевшая газета передается из рук в руки…

Пермский режиссер Сергей Федотов стал первым, кто заметил поразительное сходство описанного МакДонахом ирландского захолустья с захолустьем страны березового ситца. Впрочем, одно различие есть: чтобы увидеть небо в алмазах, герои МакДонаха прикладываются не к водке, а к виски.

«Калека с Инишмана» -- четвертая пьеса МакДонаха в репертуаре театра «У Моста». Как и во всех предыдущих, артисты здесь вовсе не изображают англичан или ирландцев. На крошечной сцене, оформленной самим режиссером, – потемневшие деревянные стены с образами над дверью и кружевными подзорами на полках, уставленных банками с зеленым горошком. Тетки главного героя, Кейт (Марина Шилова) и Эйлин (Ирина Молянова), держат лавку. В России лавка называлась бы сельпо, а полки были бы уставлены бычками в томате – вот, собственно, вся разница. Главное развлечение на острове – сплетни, которые исправно разносит нищий пройдоха Джоннипатинмайк (Иван Маленьких), и кино, которое крутят в клубе. Главная интрига – явившиеся на соседний остров из Голливуда американцы. К ним отправляется калека Билли (Василий Скиданов) -- инвалид детства с искореженными ногами и руками, одержимый мечтой покинуть не только теток с их лавкой, но и сам убогий остров. Невзрачный поначалу сюжет оборачивается почти детективом: американцы забирают Билли в Голливуд.

На лицо ужасные, добрые внутри

Надо видеть эту живописную группу заик, драчунов и сплетников («Я калека снаружи, а они все внутри», – в сердцах выкрикнет Билли), убитую горем тетку Кейт, разговаривающую с камнями, тетку Эйлин, ворующую с собственного прилавка «чупа-чупсы». Усевшись в рядок, все они смотрят кино, обсуждая происходящее в фильме и судача про Билли: тот упросил лодочника взять его с собой к американцам, сказав, что у него туберкулез и жить ему осталось три месяца. Прошло уже четыре – стало быть, писем от Билли ждать не приходится. Однако Билли вдруг является к ним то ли с того света, то ли из Голливуда – в шляпе и белом костюме. И весь убогий мирок разом переворачивается с ног на голову. Сплетник Патинмайк оказывается благородным спасителем, рыжая бестия по имени Хелен (Марина Бабошина) – настолько щедрой и милосердной, что соглашается пройтись с калекой под ручку.

Все эти сюжетные перевертыши, суровых, грубых героев, стесняющихся собственной доброты, в театре «У Моста» играют вроде бы бытово, но без сантиментов и с таким отменным юмором, что зал заходится хохотом от самых жестоких макдонаховских острот. В чем их соль, раскрывать до конца не стоит – ведь в апреле спектакль снова привезут в Москву, чтобы сыграть на конкурсе «Золотой маски». Скажем только, что в начале калека Билли обманул лодочника, сказав, что смертельно болен, но болезнь, похоже, была на самом деле. Что поделаешь – жизнь ужасно смешная штука. Особенно если ты живешь в Ирландии, на маленьком острове Инишман. По соседству с пермским театром «У Моста».

Полная версия