Мюзикл «Алые паруса» учит подростков расставаться с иллюзиями
В Молодежном театре поставили мюзикл по знаменитой повести Александра Грина. Авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев, а также режиссер Алексей Бородин попробовали пересказать романтическую сказку Грина языком сегодняшней новой драмы, адаптировав этот язык к уху подростков. Вышло нечто среднее между «мыльной оперой» и сериалом «Школа».
Ржавый парус
В глухом рыбацком селении жизнь, как пишут авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев, «течет, как всегда, постепенно – пиво да вода, вода да пена…».
Безработные моряки -- ни одно большое судно давно уже не заходит в порт -- пьют в таверне Меннерса (Вячеслав Николаев) и требуют женского общества. На свою беду в таверну заглядывает Мэри, жена Лонгрена (Нелли Уварова). Пока муж покоряет водные просторы, она терпит жестокую нужду и, прижимая к себе крошку Ассоль, надеется получить в долг тарелку супа. Вместо этого коварный Меннерс заманивает ее в дом и отдает на растерзание пьяницам. То есть выглядит это так: мужской ансамбль, распевая что-то брутальное, стаскивает с бедняжки шляпку, жакет, блузку, юбку и отпускает, дойдя до нижней рубашки. Однако наиболее испорченные подростки в зале наверняка заподозрят что-то похуже. Тем более что в следующей сцене растерзанная Мэри, прижимая к себе дочурку, поет ей горькую и прощальную колыбельную, после чего крошку Ассоль берет на руки священник, а мать спешно уносят. И объявив, что она простудилась на ветру, опускают безжизненное тело в железный люк. Тут является Лонгрен (Илья Исаев) и набрасывается на Меннерса с кулаками.
Изобретательная декорация Станислава Бенедиктова напоминает огромный ржавый парус, трансформирующийся то в остов корабля, то в заброшенный маяк, то в двухэтажную рыбацкую хибарку. Надо сказать, молодежь РАМТа обжила эту декорацию, как хороший юнга корабельную мачту. Лонгрен мгновенно взмывает по отвесной ржавой поверхности вверх и также спускается, успев наверху подраться и скинуть ненавистного Меннерса.
Как выясняется, в мрачноватом селении мертвые активно участвуют в жизни живых. После того как хулиганы-мальчишки под предводительством Меннерса-младшего (Денис Баландин) едва не поступают с 12-летней Ассоль (Рамиля Искандер), как их отцы с ее матерью, Лонгрену является тень Меннерса и требует, чтобы он открыл девочке всю правду…
За свободную любовь
Мрачный напев Меннерса чередуется с веселыми куплетами про Врунгеля и Немо, которыми Лонгрен развлекает взрослеющую дочку. Музыка бодрая, но слегка однообразная, поют неплохо. Лучше всех -- Илья Исаев (он вообще в этом спектакле на голову выше остальных), а задиристее всех – небогатая вокалом, зато весьма обаятельная в облике подростка Рамиля Искандер.
Она вполне убедительно играет взросление бедной девочки, терзаемой конфликтом между долгом и чувством, между мечтой об алых парусах (о них рассказал волшебник Эгль) и необходимостью выйти за богатого, но ненавистного Меннерса-младшего, чтобы выкупить из тюрьмы драчливого отца. Есть и третий путь: на сцену является банда рокеров, возглавляемая хозяйкой притона «Маяк» (Мария Рыщенкова). Молодые люди танцуют, поют о свободной любви «без последствий» и заманивают к себе девочку, обещая дать денег. Ассоль даже начинает им подпевать -- очевидно, так и не поняв, чем именно она сможет у них заработать. Как на зло, песни бандерши и ее приятелей звучат куда зажигательнее, чем все романтические причитания Ассоль. Молодежь в зале начинает свистеть и улюлюкать, как на дискотеке.
На взрослый взгляд, все это выглядит довольно сомнительно, хотя играют неплохо, азартно раскачиваются на канатах, изображая морскую качку, и ловко дерутся. Но двусмысленность, недосказанность и пошлость текста либретто вызывают большое недоумение. Это как если бы родители вздумали рассказать детям о проституции, показали ярко раскрашенных женщин, повторяя, как нехорошо такими быть, но почему именно нехорошо, объяснить постыдились бы.
В финале, когда Ассоль, выбравшая между свободной любовью и браком по расчету, собирается-таки идти к венцу с Меннерсом, является потрепанного вида капитан Грей (Александр Рагулин). Встретив Ассоль, он сперва поет о том, что давно уже не ждет от жизни ничего хорошего. А уже потом, вместе с Ассоль, они поют назидательные слова, что у каждого в жизни свое предназначение: кто-то, как Ассоль, должен поддерживать огонь в маяке, пусть даже и не надеясь увидеть корабль, а кто-то – бороздить всю жизнь море, как Грей. Тут за их спинами поднимаются огромные красные паруса, на которых, по всей видимости, Грей вскоре уйдет обратно в море, а Ассоль полностью повторит историю жизни своей матери.