Классика не по системе на «Сезонах Станиславского»
Фестиваль «Сезон Станиславского» проводится уже в пятый раз. Почти вся афиша состоит из классики, но иначе, как авангардными, эти постановки не назовешь. Итак, в ближайшем будущем нас ждет «Чайка» Кристиана Смедса, где Аркадину играет мужчина. И «Идиот» великого Эймунтаса Някрошюса, который длится пять с половиной часов.
Если вы думаете, что спектакли этого фестиваля пропахли нафталином и приготовлены строго по рецепту основоположников МХАТа, вас ожидает шок. Хоть это и классика, но в весьма необычных интерпретациях.
«Чайка» для отца и сына
Гвоздем афиши станет премьера «Идиота» в постановке Эймунтаса Някрошюса. С Някрошюсом у Фонда Станиславского отношения особые – первый и пока единственный раз Някрошюс работал с русскими актерами, выпуская свой знаменитый пятичасовой «Вишневый сад», именно по приглашению фонда. Теперь нас ждет копродукция фонда и литовского театра «Мено Фортас». 13 актеров Някрошюса перевоплощаются во всех персонажей Достоевского, которые в этом спектакле напоминают кучку детей, заигравшихся и заблудившихся в доисторической и безвыходной чаще. Видевшие утверждают, что в «Идиоте» символы режиссера не так запутаны, как обычно, но в целом эту шестичасовую сагу можно сравнить с панихидой по всему человечеству, утратившему веру в Бога и не щадящему праведников. Кстати, уже пронесся слух, что после «Идиота» великий и ужасный литовец собирается навсегда покинуть театр. Так это или нет, не скажет никто, кроме него самого. Начало спектакля в 18.00. 14, 15, 16 октября на сцене Малого театра.
Опровергая мнение, что на американском континенте нет хорошего театра, американец Ли Бруер (завзятые театралы могли видеть в 1998-м его «Эдипа в Колоне», распетого как спиричуэлс) покажет «Кукольный дом» по пьесе Ибсена. Режиссер овеществил символ, данный драматургом в названии: Нора (роскошная Мод Митчелл) в его спектакле оказывается женой карлика и весь первый акт отчаянно пытается уместиться в кукольной кроватке и сесть за крошечный столик. Но все ее усилия напрасны: одно неосторожное движение – и дом разрушен. Почти трехчасовую постановку обязательно надо досмотреть до конца ради потрясающего финала. 6, 7, 8 ноября в филиале Малого театра.
Линию авангардной классики подхватит «Чайка» финна Кристиана Смедса. Пропускать этот спектакль не стоит, так как Смедс одна из главных фигур в новом поколении европейской режиссуры. «Чайку» он поставил в эстонском театре VonKrahl, где его просили придумать спектакль для отца и сына – знаменитого еще со времен СССР Лембита Ульфсака (это он играл хипповатого дядю Джейн и Майкл в «Мэри Поппинс, до свидания!») и его сына Юхана. Хорошо, сказал Смедс, предложив сыну роль Треплева, а отцу – Аркадиной. В результате эта хулиганская «Чайка» слегка напоминает «Отцов и детей», но говорят, спектакль вышел блестящий. 12, 13 ноября в Театре Луны.
Сюрреалистическая «Комната Изабеллы» бельгийца Яна Лауерса утешит тех, кто не попал на последний Авиньонский фестиваль, гвоздем которого стал этот спектакль. Кстати, критики так и не договорились, считать «Комнату Изабеллы» драмой или балетом, потому она уже успела отхватить несколько престижных премий в обеих номинациях – и как драма, и как балет. 2, 3 ноября в «Мастерской Петра Фоменко».
Домашняя афиша
Российская часть фестиваля откроется премьерой «Медеи», которую в МТЮЗе ставит Кама Гинкас, перемешав античную пьесу Сенеки, Ануя и стихи Иосифа Бродского. Современную Медею сыграет Екатерина Карпушина, а Ясона – Игорь Гордин. 29, 30 октября в МТЮЗе.
Питерец Юрий Бутусов, в последние годы прочно обосновавшийся в Москве, на время вернулся в родной город и выпустил в Александринском театре спектакль «Человек = человек» по пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот». Получилось политическое кабаре, остроумное и злое, рассказывающее не столько о шовинистических настроениях в Германии перед второй мировой, сколько о «маленьких победоносных войнах», которые без конца вспыхивают в нашем отечестве. 17 ноября в МХТ имени Чехова.
Легендарная Роза Хайруллина, полгода назад приглашенная Табаковым в труппу «Табакерки», сыграет в спектакле питерского режиссера Галины Бызгу. Спектакль называется «Я скучаю по тебе» и основан на монологах из пьес Александра Володина. Писал Володин в основном о героинях, а не о героях. Этим несчастным и возвышенным созданиям, исковерканным войной и советским строем, наверняка подойдет хрипловатый голос Хайруллиной – одной из немногих, кого сегодня можно назвать трагической актрисой. 18 ноября в «Табакерке».
Среди московских спектаклей, включенных в афишу феста, -- «Река Потудань» Сергея Женовача, «Сказка Арденнского леса» Петра Фоменко, «Вишневый сад» Марка Захарова и «Про всех падающих» Алексея Левинского.
В качестве десерта ко всем этим театральным деликатесам предлагается церемония награждения лауреатов этого года. По традиции она сопровождается концертом, который пройдет в «Мастерской Петра Фоменко».
Лауреаты
Премию за актерские работы последних лет получат Евгения Глушенко, Кирилл Пирогов и Василий Бочкарев. За сценографию -- питерский художник Александр Шишкин. Лучшим театральным педагогом назван Вячеслав Кокорин из Нижнего Новгорода. Премию за книги о театре получил театровед, завлит Александринки Александр Чепуров. За вклад в развитие российского театра награждены Олег Басилашвили и директор Ярославского театра имени Федора Волкова Борис Мездрич. А за вклад в развитие мирового театра – мэтр английского театра Тревор Нанн. Слов нет, все перечисленные лауреаты -- люди достойнейшие. Однако в списке награжденных трудно не заметить зияющую брешь: впервые за годы существования премии ее не получил ни один из действующих российских режиссеров. Московская афиша фестиваля сильна постановками лауреатов прошлых лет – мэтров старшего поколения. Видимо, по мнению жюри, на смену им так никто и не пришел.
30 октября – 24 ноября. Подробности на сайте www.stanislavskyfestival.ru.