Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

«Большая перемена» работает на завтрашнего зрителя

Международный театральный фестиваль для детей «Большая перемена» занимается воспитанием вкуса у самых маленьких зрителей. Он открывается в Москве 29 октября и проводится по инициативе театра «Практика», Минкульта РФ и правительства Москвы уже в третий раз.

Если вас изумляет, почему театр Эдуарда Боякова, специализирующийся на новой, прямо скажем, недетской драматургии, проводит детский фестиваль, то тут все логично: лучшее средство обеспечить себя хорошими зрителями -- начать уже сегодня воспитывать тех, кто придет в театр завтра.

Времена процветания советских ТЮЗов остались в далеком прошлом. От фальши и пошлости, которыми кормят детей в театральных залах, особо нервные мамаши обычно выскакивают в фойе. И там выясняют у себе подобных, куда все-таки можно повести отпрысков, чтобы потом не было мучительно больно за испорченный с младенчества вкус. А повести-то особо некуда. Потом школа: два-три официальных похода на спектакль всем классом для галочки (заботливые распространительницы билетов припасают для таких случаев то, что хуже всего продается) -- и все. «Сюда я больше не ходок», -- решает повзрослевший юный зритель и, получив паспорт, отправляется в кино, в клуб, куда угодно, но не в театр.

Вот потому в «Практике» и придумали этот фестиваль. Кроме программы спектаклей (она делится на зарубежную и домашнюю) есть еще лаборатории, тренинги и конференции -- не только для детей, но и для взрослых. Одну из конференций -- «Театр для самых маленьких» проведет 5 ноября сам Эдуард Бояков. Среди участников режиссеры из Италии, Финляндии, России, Швеции и Дании.

Датский детский акцент

У фестиваля в этом году заметный датский акцент. 4 ноября руководитель Датского театрального центра режиссер Генрик Келлер расскажет всем желающим о крупнейшем в мире детском фестивале, который проходит в Дании. Похоже, что самыми заметными событиями иностранной части афиши станут именно датские спектакли. «Соседи» (3 ноября, от 8 лет) -- камерная опера, приучает детей к тому, что взаимодействовать друг с другом надо осторожно и тактично. «Беовульф» (4 ноября, от 11 лет) -- остроумная версия средневекового эпоса. «Ручки, ножки, человечек» (5 ноября, от 9 лет) -- танцевальный спектакль, который помогает подросткам не стыдиться своего быстро и странно меняющегося тела. И «Гадкий утенок» (6 ноября, от 2 до 5 лет) -- нежный кукольный спектакль, подходящий для того, чтобы впервые вывести ребенка в свет. Чем отличаются все названные спектакли, так это остроумием и отменным вкусом. Так что сильно заскучать на них не придется и родителям.

Наверняка будет интересен взрослым шведский спектакль «Дурак» (31 октября, от 10 лет), основанный на текстах молодых драматургов, которые занялись современными интерпретациями темы преступления и наказания. Речь, разумеется, не об убийстве старухи процентщицы, хотя со старшими детьми актеры шведского Backa Teater готовы поговорить и об этом, а о куда более мелких провинностях, сознаться в которых детям бывает сложнее, чем Раскольникову в романе Достоевского. Собственно, сами диалоги, превратившиеся в спектакль, писались по результатам разговоров с детьми. Как это происходило, расскажут после представления участники проекта, придуманного Матиасом Андерсеном.

Свою версию сотворения мира покажет Латвийский государственный театр кукол. Спектакль так и называется -- «Сотворение мира» (2 ноября, от 3 лет). Библейская история рассказывается древнейшим в кукольном театре способом: с помощью теней, которые отбрасывают марионетки.

Самый модный сегодня вид зрелища -- цирк будет показан французским театром L`Oisiveraie. Представление называется «Маленький цирк» (3 ноября, от 12 лет). Вместо дрессированных зверей автор и исполнитель Лорен Биго подчиняет себе предметы, игрушки и звуки: шуршания, вибрации, переливчатый звон соединяются в изысканную аудиоинсталляцию.

Муму навсегда

Гвоздем российской программы станут гастроли Малого драматического театра -- Театра Европы. Самые знаменитые «блокбастеры» Додина вроде легендарных «Братьев и сестер» собираются в Париж, их сыграют в рамках начавшегося проекта «Год Россия-Франция». Пока же в Москве на «Большой перемене» проходят гастроли более скромные. Однако пропускать спектакль «Муму» (30 октября, от 10 лет), поставленный Вениамином Фильштинским еще в 1984 году, нельзя никак. Это тот редкий случай, когда спектакль, как вино, с годами становится только лучше. Глухонемого Герасима теперь играет звезда всех додинских постановок Петр Семак, четверть века назад начинавший в этом спектакле с роли вечно пьяного сапожника. Надрывный сюжет рассказан с юмором и без лишних сантиментов. Дети наверняка будут восхищаться разными театральными выдумками вроде штофа водки, будто приросшего к голове пьяницы, и оценят резвящуюся на сцене живую дворняжку. Взрослые же разглядят за сумасбродными, хмельными и нелепыми обитателями тургеневской усадьбы всю немытую Россию.

Кто знает, может, еще через 20 лет примерно такой же текст будут писать, анонсируя «Снежную королеву» (1 ноября, от 7 лет). Этот спектакль появился в репертуаре МДТ совсем недавно. История та же: Григорий Дитятковский поставил пьесу Евгения Шварца с недавними выпускниками курса Додина (так же когда-то родилась и «Муму»). В Москве спектакль еще не игрался. Сказка рассказана остроумно, современно и при этом без тени гламура, символом которого сегодня кажется эта сказочная героиня.

Если же вы хотите загрузить детей в каникулы, что называется, по полной, то вчитайтесь в программу семинаров, которые взрослые и маститые деятели театра проводят для детей. Нечасто появляется шанс, например, поучиться писать пьесы (мастер-класс «Драматургические игры», 2 ноября, 11.00), освоить азы сценического движения (тренинг «Танец без сценария», 4 ноября, 12.00) или приложить руку к созданию фестивальной газеты.

Полная версия