Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Джордж Бенсон снял сливки с мировых хитов

Для записи диска «Songs and Stories» Джордж Бенсон собрал самую мощную джазовую команду всех времен и народов. Обладатель титула Jazz Master Национального фонда искусств США, десяти премий «Грэмми» и вообще один из самых харизматичных негров современности не мог выпустить 50-ю по счету пластинку без шума.

George Benson «Songs and Stories» Concord Records

Бенсон решил, во-первых, подвести саркастический итог всему планетарному джаз-фьюжн, а во-вторых, поставить рекорд по количеству сессионных суперстар на килобайт альбома. Получилось почти все.

Правила хорошего слива

Считается, что Бенсон, собственно, и придумал фьюжн как музыкальный стиль. По крайней мере сам он неоднократно на это дело намекал. С английского «fusion» можно перевести как «слияние», а можно и как «слив». Такие вот реальные сливки модерн-джаза, фанка, рока и соул взбиваются скучающими мэтрами в пышную, но необременительную звуковую пену. Причем такие факторы, как импровизация и индивидуальность звукоизвлечения, здесь значительно ограничиваются. А энергетика тяготеет к тому, что годы спустя назовут лаунжем. Без напряжения! -- как пел Борис Борисович, сам, правда, к фьюжн отношения не имеющий.

Первый альбом в этом стиле Бенсон выпустил еще в 1973-м, и назывался он «Body Talk». Достиг тогда десятой позиции в американском Топ-50 в категории «Джаз» и вызвал к жизни целый выводок приятных во всех отношениях коллективов вроде Return To Forever или Brand X. И пусть отцами стиля официально считаются Джулиан Аддерлей, Майлз Дэвис и The Tony Williams Lifetime, Джордж своего не отдаст; тем более что его новый альбом даже по названию перекликается с тем самым, поворотным. «Песни и истории» -- в отличие от коллег по цеху Бенсон всегда был не прочь поговорить. И ему всегда было что сказать. В этом, возможно, его главная фишка: великий гитарист, обладающий заурядными, но запоминающимися голосовыми данными, традиционно рекрутировал великих (или просто весьма достойных) вокалистов. Не обошлось без них и на этот раз.

В бой идут одни старики

По составу музыкантов, которые работали с Бенсоном над диском, вполне можно изучать историю смус и поп-джаза. Начнем с того, что продюсером «Songs and Stories» стал культовый басист Маркус Миллер, в багаже которого пылится не одна статуэтка «Грэмми». Впрочем, он не удержался и от того, чтобы записать основные басовые партии ко всем трекам. Также ядром аккомпанирующего состава стали клавишник Грег Филлингэйнс, гитарист Юбу и барабанщик Джон Робинсон; их имена ну очень многое говорят поклонникам современного джаза и фанка.

Однако истинному меломану куда интереснее копаться в списках гениев, сыгравших для Джорджа буквально одну-две партии. Гитарист Ли Ритенур, на счету которого свыше 40 сольников, носит скромное прозвище Капитан Пальцы. Как вы думаете, почему? Стив Люкатер -- всего-навсего создатель группы Chicago, главной белой джаз-роковой формации всех времен и народов. Вау Вау Уотсон был гитаристом легендарного Марвина Гея, а потому может считаться одним из крестных отцов мотаун-саунда. И наконец, Норман Браун -- лучший соул-гитарист современности («Maxim»), обладатель награды American Jazz Award за альбом «Better Days Ahead (96)». И самый молодой в команде Джорджа -- ему всего 43.

О вокалистах стоит сказать особо. Лала Хатауэй, дочь культового музыканта Донни Хатауэя, вот уже четверть века в авангарде салонного ритм-н-блюза и соул-делюкс. В свою очередь Патти Остин -- суперстар приятного стиля контемпорари джаз. И тоже входит в первый эшелон вокалисток нашего непростого времени. Стоит также упомянуть клавишника Дэвида Пэйча, саксофонистов Тома Скотта и Джералда Олбрайта (этот играл еще в золотом составе The Temptations!).

«Брат, с этой командой можно сделать что угодно, -- сказал как-то Бенсон Джеймсу Тейлору (о нем позже), -- мы записывались в студии ровно три дня, и все, чего мы касались, заставляло нас радоваться тому, что мы собрались вместе. Это была просто правильная смесь людей и материала». Только и всего.

Зайди погрейся!

Вот таким был джаз последние полвека -- это относится к подборке песен не страдающего скромностью Бенсона. Несмотря на относительно молодой возраст хитов, это с некоторой натяжкой -- энциклопедия жанра. Тем более что многие из них написаны специально для релиза. И ведь что за народ собрался: темпераментная «A Telephone Call Away» принадлежит перу Билла Уизерса, бывшего работника завода Форда, оскароносца, песни которого пели Джаггер и Маккартни. И специально ради Бенсона вернувшегося к активному творчеству. Бодрый фанк «Family Reunion» от усатого англичанина Рода Темпертона, одного из главных кинокомпозиторов прошлого века. И разумеется, «Living in High Definition» производства черной суперстар, одного из основателей студии Motown Лэмонта Дозье. Остальные, включая «Someday We`ll All Be Free» Донни Хатауэя и «Rainy Night in Georgia» Тони Джо Уайта, были выбраны самим Джорджем по личным мотивам. И по соображениям корпоративной этики: это все сплошь его старые добрые друзья.

Точно так же, как и Марк Бруссар, некогда сочинивший супербалладу «Come in From the Cold» («Зайди погрейся!»), и «белый, сделавший американский модерн-джаз» Джеймс Тейлор, подаривший Бенсону «Don`t Let Me Be Lonely Tonight» («Не позволяй мне остаться одному сегодня»). Не позволят. И вообще, как сказал император r`n`b Смоки Робинсон (его жесткий блюз с элементами скэта «One Like You» занимает десятую позицию на альбоме): «Если вы возьмете великие песни таких авторов и дадите их Джорджу Бенсону и хорошей группе, то все, что вам остается, -- отойти в сторону и дать событиям идти своим ходом. Результат будет великолепным!» Несколько пафосно, но в целом верно. Впрочем, если у вас в айподе играет группа «Звери», «Songs and Stories» лучше оставить на полке.

Полная версия