Вчера, за несколько часов до премьеры «Трехгрошовой оперы», худрук МХТ рассказал труппе и журналистам о ближайших постановках и о том, что лучшее средство снять с себя все обвинения в коррупции, во-первых, работа. А во-вторых, сотрудничество с прокуратурой, которую он призывает размотать весь «финансовый клубок МХТ» начиная с середины 90-х.
Выбирайте бизнес поприличнее!
«Этот театр рассчитан надолго. Не будет меня и многих из вас, а Художественный театр останется. Поэтому – надо работать», -- таким рефреном Табаков призывал труппу отвлечься от всех пересудов о попытке хищения денег, выделенных государством на ремонт театра, и сосредоточиться на творчестве. (В мае этого года первый заместитель худрука МХТ Игорь Попов и начальник отдела информационных технологий Евгений Екимов были арестованы за попытку перевести 36 миллионов рублей некой строительной фирме за якобы осуществленные работы (см. подробности в статье Марины Токаревой «Театральный детектив»).
«Злоумышленники выпущены на свободу под залог», -- сказал Табаков с грустной улыбкой. В ответ раздался шквал аплодисментов: труппа, да и сам худрук не считают обвиненных преступниками. «Государство не понесло ущерба при этой неловкой попытке наших товарищей нарушить закон. Можно сетовать на несовершенство закона, но, действуя в его рамках, легче сохранить достоинство. Не вяжитесь с ворами, ребята – выбирайте бизнес поприличнее», -- призвал собравшихся худрук.
Напомним, что перевести деньги за неосуществленные виды ремонтных работ Екимова и Попова вынудил закон, по которому театр обязан вернуть государству все «не освоенные» в течение года средства – и не может использовать их в следующем году. «Навел» же прокуратуру на МХТ бывший замдиректора театра Владимир Прудкин, уволенный несколько лет назад Табаковым (об этом см. статью Марины Давыдовой «Тебя посодют, а ты не жируй»). Вот его-то деятельностью худрук МХТ призывает прокуратуру заинтересоваться в первую очередь. Табаков называл журналистам астрономические суммы, которые причитались театру от сдачи в аренду помещений, выделенных Лужковым в середине 90-х, и успешно «абсорбированных» (то есть бесследно пропавших) во времена деятельности Владимира Прудкина и некого «Независимого профсоюзного комитета».
Ответ Чемберлену
На собственное 74-летие (17 августа) Табаков, по его словам, преподнес себе подарок – позвал в театр счетную комиссию, которая продолжает работать и сегодня. Имя театра, несмотря на злопыхательство массмедиа, он считает незапятнанным: «Все равно в истории останется не этот печальный урок, а спектакли».
Премьер в начавшемся сезоне будет много. Первую, «Трехгрошовую оперу» в постановке Кирилла Серебренникова, сыграли уже вчера. Следующую – «Дворянское гнездо» по Тургеневу -- выпустит в ноябре Марина Брусникина с актерами Дмитрием Дюжевым, Ниной Гуляевой и Эдуардом Чекмазовым.
Классическую линию продолжит Адольф Шапиро с «Обрывом» по роману Гончарова. В главных ролях: Анатолий Белый и легендарная эфросовская актриса Ольга Яковлева. Режиссер Юрий Бутусов, умеющий превратить в современный трагифарс любую классическую пьесу (его необычный «Гамлет» с Константином Хабенским в роли злодея Клавдия и Михаилом Пореченковым – Полонием идет в МХТ уже пятый сезон), возьмется за чеховского «Иванова», главную роль в котором сыграет Андрей Смоляков, а Сарру – Наталья Рогожкина. Кроме этого, в МХТ появится еще и чеховская «Дуэль» в постановке молодого Антона Яковлева (это он в прошлом сезоне поручил Пореченкову роль в толстовской «Крейцеровой сонате»). Затем последует и гоголевская «Женитьба», ради которой актер Игорь Золотовицкий рискнул попробовать себя в режиссуре.
Тепличные условия
«Повернуть артиста неожиданной стороной – ведь это и есть самое интересное в театре», -- сказал худрук МХТ, упомянув Кирилла Серебренникова, Виктора Рыжакова и Евгения Писарева, пожелавших сохранить названия своих будущих постановок в тайне.
Сам Табаков уповает на помощь известного авангардиста и неформала, создателя питерского «Формального театра» Андрея Могучева: в МХТ Могучий поставит «Теплицы», неизвестную в России пьесу Гарольда Пинтера с Табаковым в главной роли.
Несмотря на все судебные дела, финансовая ситуация в театре неплохая – жаловаться на сокращение бюджета худрук отказался. «Если наскребу денег, мы еще и француза позовем, чтобы поставил «Соломенную шляпку», и молодого англичанина… И не спрашивайте меня о сокращении денег на культуру. Цвет моего лица – лучший ответ на ваши вопросы», -- бодро подытожил он одно из самых невеселых собраний мхатовской труппы.