Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Райхельгауз займется генеральной национальной идеей

Вчера открылся новый, 21-й сезон в театре «Школа современной пьесы». Собрав труппу и журналистов, худрук театра Иосиф Райхельгауз рассказал о ближайших планах. И о том, что правительство Москвы отменило финансирование всех новых постановок. Впечатление от этой новости не удалось сгладить даже Сергею Никитину, исполнившему для собравшихся отрывки из будущей премьеры -- мюзикла по мотивам грибоедовского «Горя от ума».

Здравствуй, русское горе!

«Начинаем двадцать первый сезон. Многие дожили», -- так приветствовал общественность Иосиф Райхельгауз. Сергея Никитина и Вадима Жука, придумавших новую версию комедии Грибоедова, зал приветствовал аплодисментами. Репетиции «Русского горя» -- так будет называться мюзикл -- начались в прошлом сезоне и продолжатся с сегодняшнего дня. Уже готов макет декораций, роли распределены, но подробности сохраняются пока в тайне. Известно, однако, что Фамусова сыграют Альберт Филозов и Владимир Качан, что в спектакле будет много песенных и балетных вставок. Опыт таких вот балетно-оперно-драматических спектаклей у театра богатый. Поэтому артисты не только подпевали Сергею Никитину, исполнившему некоторые музыкальные отрывки, но еще и пританцовывали, сидя в креслах.

Настроение на сборах труппы, как правило, праздничное – отдохнувшие актеры похожи на школьников, встретившихся после каникул: наперебой делятся друг с другом новостями и острят. Услышав, что театр приобрел эксклюзивное право на постановку «ГенАцида», спектакля по роману Всеволода Бенигсена, Владимир Качан сейчас же припомнил, что в афише театра есть и «Русское варенье» (по Улицкой), вскоре появится «Русское горе», а после к ним прибавится еще и «ГенАцид». «Иосиф, ты мне объясни, почему именно в этом театре делается акцент на слове «русский» и геноциде?» – «Посмотри на себя в зеркало и поймешь», -- невозмутимо парировал Иосиф Райхельгауз.

Заметим, что «ГенАцид» расшифровывается как «генеральная национальная идея». Речь в этом романе-антиутопии идет о неком социальном эксперименте, который проводят на жителях богом забытого села Малые Ущеры. Жителей заставляют выучить по отрывку из русской классики. В итоге эксперимент проваливается, читатель хохочет до колик, однако в финале история, начавшаяся как фарс, оборачивается привычным российским кошмаром.

Как рассказал Иосиф Райхельгауз, первоначально ставить «ГенАцид» должен был создатель питерского «Формального театра» Андрей Могучий. Однако он заболел, и сейчас вопрос о том, кто будет заниматься спектаклем, остается нерешенным.

Пока идут переговоры по поводу «ГенАцида» и репетиции «Русского горя», Райхельгауз хочет обновить спектакль «Своими словами». Правила игры останутся прежними, действующие лица тоже. Телеведущие Андрей Максимов и Фекла Толстая сидят за столиками и интервьюируют всех персонажей на глазах у зрителей. А вот сюжеты и биографии персонажей изменятся. Играть обновленный спектакль будут в прежних, «ресторанных» декорациях. И потому директор театра Андрюс Рашимас предлагает назвать эту постановку «Сюжеты без бюджета».

Закрытая сцена

«А теперь внимание. Правительство Москвы сократило финансирование всех творческих программ. У нас есть только бюджетные деньги плюс наши доходы от продажи билетов», -- похоже, к этому объявлению труппа была готова заранее. На зарплате новая ситуация пока не скажется, но деньги в театре будут экономить тщательнее, чем раньше. Репертуар и расписание гастролей сверстано на сезон вперед, билеты, а они здесь не самые дешевые (от 300 до 2500 рублей), проданы уже до начала ноября. К тому же у «Школы современной пьесы» есть свой попечительский совет – нечто вроде спонсорской группы, так что дела в театре пока хороши настолько, что дирекция собирается выплатить артистам премию по случаю открытия нового сезона.

Более того, театр собирается подхватить закрытую правительством Москвы из-за недостатка средств программу «Открытая сцена», в рамках которой молодые постановщики ставили современные пьесы. И объявляет свой проект: по итогам драматургического конкурса «Действующие лица», в жюри которого с этого года входят 12 выпускников ведущих театральных мастеров, молодые режиссеры поставят лучшие пьесы не только в Москве, но и в театрах Калуги, Владимира и Твери.

Останутся в афише «Школы» и клубные вечера – вроде «Вечера байки» и «Татьяниного дня». Ближайший из них – «Исаак Бабель. Одесса—Москва--Одесса» -- состоится 1 октября. Собранные на нем деньги пойдут на установку в Одессе памятника Исааку Бабелю. Словом, несмотря на призывы худрука жить под диктовку рынка, финансовая ситуация в театре пока неплохая.

Однако насколько хватит денег попечительского совета, как будут обстоять дела, если ситуация с урезанным бюджетом затянется, и что будет с менее успешными московскими театрами – станут ли в такой ситуации выживать наиболее творчески состоятельные, или все будет зависеть от расторопности их финансовых руководителей -- предсказать трудно.

 

Полная версия