Самые странные суперстары поп-рока во главе с Миком Хакноллом наконец-то добрались до России. Их первый московский концерт может стать и последним: англичане объявили о прекращении творческой деятельности. Закончить карьеру под стенами древнего Кремля -- это вполне в духе команды, вся творческая биография которой напоминает аттракцион «американские горки».
Обычный паренек из Южного Лондона, он выделялся лишь буйными рыжими кудрями и застенчивой улыбкой, на которую местные девчонки клевали охотнее, чем на татуированные бицепсы и тугой кошелек. Правда, когда сверстники огненноволосого Казановы прокалывали носы булавками и называли Джонни Роттена своим богом, он собирал коллекцию Марвина Гэя и Дайаны Росс. Покоривший мир панк-рок практически прошел мимо Мика -- он был влюблен в традиционные черные стили, от ритм-энд-блюза и соула до фанка и реггей.
Из того, что было
Simply Red была сколочена Хакноллом в марте 1984 года из обломков его первой малоуспешной команды Frantic Elevators и участников Durutti Column, тоже не избалованных поклонниками. Первое выступление группы на большой сцене состоялось уже 25 апреля того же года на разогреве у американского рэпера Бобби Брауна -- мужа Уитни Хьюстон.
Гонорар составил £300 на пятерых плюс еда из индийской забегаловки. После концерта заокеанская звезда, которой очень понравилась молодая группа, играющая настоящий черный ритм-энд-блюз, угостила музыкантов пивом.
Однако уже очень скоро доходы «Рыжих» существенно возросли: на фоне царящего тогда постпанка и нью-вейва английский до мозга костей подход к негритянским традициям оказался очень даже востребован публикой.
Они и сами никогда не претендовали на изобретение чего-то принципиально нового: хороший вкус, безупречное музыкальное чутье и умение взять все, что плохо лежит. В эстетическом плане, разумеется. Все главные хиты группы вроде «Money`s Too Tight» , «Time We Say Goodbye» и «If You Don`t Know Me By Now» были кавер-версиями песен других исполнителей. Правда, успех они имели несравненно больший, чем оригиналы. Последней официальной записью Simply Red, по слухам, также станет кавер -- малоизвестная песня Принца «Thiefs in the Temple».
Бордо вместо рок-н-ролла
Simply Red -- единственная в истории рок-н-ролла группа, выпустившая с разницей в два года альбомы, названные критиками лучшей («Men & Women», 1987) и худшей («New Flame», 1989) записями года. Сам Мик эту провальную пластинку называет не иначе как позором, после ее выхода он радикально поменял состав группы.
Рубеж 1990-х стал самым трудным для «Рыжих». Альбом «Stars» почти не заметили. Хотя он был очень даже неплох. Просто в музыкальном мире наступили новые времена: с одной стороны, победно маршировал гранж во главе с Куртом Кобейном, с другой -- теснили невесть откуда взявшиеся герои хауса и техно. Ну кто тут будет слушать грустные, затейливо аранжированные баллады с пронзительными саксофонными соло?
Мик обиделся, уехал во Францию, где предался нормальным радостям жизни: засыпал в объятиях сразу трех разноцветных девиц, а утро начинал с бутылки бордо урожая 1966 года. Лишь спустя пять лет он вернулся на большую сцену с отличной пластинкой «Life». Там впервые зазвучали реггейные мотивы, блестяще развитые потом в «Blue».
Не говорите мне «прощай»
Последний на сегодняшний день альбом Simply Red, клятвенно обещавших в этом году завязать с рок-н-роллом, носит провокационное название -- «Stay» («Останься»). А лучшая, наверное, вещица в нем тоже с намеком: «The Death of the Cool» (что-то вроде «Гибель крутых»).
Действительно ли «Рыжие» собираются уйти навсегда? Или это такой, уже набивший оскомину рекламный ход, прекрасно знакомый российским меломанам, которые никак не могут отправить на заслуженный отдых целый взвод мэтров? Так или иначе, а московский концерт странного секстета посмотреть стоит обязательно. У англичан свое особенное чувство юмора, и очень может быть, что на это раз никаких шуток не было. И «Good Times Have Done Me Wrong», «Ev`ry Time We Say Goodbye» или «Night Nurse» мы действительно живьем услышим в первый и последний раз.