Лешие и домовые Ленинградской блокады
«Золотая маска» представила самый трагический спектакль своей программы -- кукольную «Ленинградку» питерского театра-студии «Куб». О блокаде рассказывают ее непосредственные свидетели: Домовой, оставшийся в разбомбленном доме, Кукла, просидевшая всю блокадную зиму в шкафу вместе со своей хозяйкой, и Леший, втихаря взрывавший немецкие танки.
Свой спектакль Алексей Шишов, Борис Константинов и Денис Шадрин адресуют подросткам старше десяти лет. Потому здесь не боятся быть сентиментальными или впадать в детство. А чтобы наверняка завербовать юную аудиторию и придать зрелищу современный драйв, активно используют видео, озвученное песнями группы «Сплин». Поначалу «Ленинградка» воспринимается как рядовое претенциозное зрелище: на экране эффектная блондинка рулит красным авто, одновременно вызванивая пожилую блокадницу. В конце клипа блондинка, хлопая ресницами, застывает на одной из улиц: названного старушкой адреса нет и в помине, а современные дома на глазах превращаются в руины из архивной хроники. Тут в кадре появляется пластмассовая кукла, зловеще вращающая глазами, как две капли, похожая на блондинку за рулем. Престарелая хозяйка куклы слушает радио, сидя в тесной сумрачной комнате. Песня группы «Сплин» обрывается на строчке «Из подворотни лезет чья-то тень», а тусклый свет в старушкиной комнате гаснет. Когда зажигается свеча, старушка оказывается девочкой Валей, пришедшей проститься с папой, получившим повестку в военкомат…
Домовой идет на фронт
Самое ценное в спектакле начинается, когда девочка, оставшись одна в разбомбленном доме, забирается в шкаф. В комнате появляется Домовой -- тот самый, о котором рассказывал папа, и принимается ее выхаживать. Монтируя кадры видео с живым кукольным представлением так, что куклы взаимодействуют с актерами на экране, авторы спектакля проявляют завидный такт: они не показывают мать девочки, убитую снарядом, -- вместо этого Домовой, тяжко вздыхая, собирает по кускам пострадавшую от взрыва куклу.
Война, увиденная глазами кукол, выглядит не натуралистичной, но иногда даже более красноречивой, чем кадры реальной хроники. В вымирающем городе под видом дворника и малыша на саночках орудуют чудовищные монстры -- Голод и Холод. Каждый, кому доведется увидеть их истинное обличье, тотчас испускает дух. Даже морально неустойчивая мышь-спекулянтка, собравшаяся податься к фрицам, гибнет, приняв их угощенье.
Легко заметить, что авторы «Ленинградки» идут вслед за великим Резо Габриадзе и его «Песней о Волге», где жертв Сталинградской битвы оплакивал муравей, где животные и даже насекомые сражались с врагом так же истово, как и люди. «Ленинградка» наследует ту же идею, но вместе с тем находит свой, в чем-то даже более опасный путь.
Дело в том, что куклы в спектакле принимают на себя руководство вымирающим городом. Впрочем, только так создателям спектакля удается избежать одной из самых постыдных тем советской истории: ждановское руководство блокадным городом. Как объяснить детям, что пока рядовые ленинградцы умирали и сходили с ума от голода, партчиновники сытно закусывали блинами? Потому в спектакле, в пустом штабе обороны, где на столе еще дымится гигантский окурок, орудует кукла -- усатый милиционер на деревянной ноге. Двумя руками поднимая трубку настоящего телефона, он просит шофера Дороги жизни привести блокадным детям мандаринов. А после командирует на фронт Домового, отправляющегося на поиски отца девочки.
Неправдоподобная правда
Игрушечный грузовик с огромным мандарином в кузове уходит под лед -- зловещий Голод сигналит во тьме красными флажками, заманивая его в прорубь. Мандарин потом выловит в проруби Домовой и принесет девочке. Однако сцена с кукольной машинкой, медленно, сновидчески красиво танцующей в синей воде в окружении золотистых рыбок, вызывает оторопь. Такой полной и отчаянной безнадежности в кукольных спектаклях, кажется, еще не бывало.
В занесенную снегом квартиру уже безучастной ко всему девочки ломится зловещий дворник. Заблудившийся игрушечный трамвай пропадает под реальными руинами из кинохроники. Отец девочки гибнет, не дописав ей письма. А бодрый голос за кадром говорит о ленинградских девушках, собирающих на заводе автоматы. И тут сникшие было куклы заметно оживляются: Домовой перекидывает через плечо автомат, пластмассовая красотка, выбравшись из шкафа, принимается собирать снаряды, а Леший следит за тем, чтобы они попали в цель.
Не исключено, что после этого спектакля кто-то из фронтовиков может обидеться: что же получается, куклы войну выиграли?! Но если хотите, чтобы ваши дети поняли, что такое блокада, -- сводите их на «Ленинградку». История наша выглядит в ней неправдоподобно? Так ведь она такой и была. И девочка, чудом пережившая всю блокаду в разбомбленном доме, как выясняется, существовала. После войны она долго не могла оправиться, училась заново ходить и говорить, но дожила до старости и даже успела рассказать свою историю создателям этого спектакля.