Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Даша Ястребова показывает сказки

В галерее «Победа» открылась выставка «Сказки Даши Ястребовой». Работы самого молодого и самого модного фотографа отсылают нас куда-то к Серебряному веку. И при этом заставляют задуматься, не завести ли себе в ЖЖ аккаунт, пока не поздно.

«Только не спрашивайте меня, во сколько лет я начала снимать», -- просит Даша. Задать такой вопрос Даше Ястребовой может только человек, который не умеет читать: все написанное о ней (а пишут о ней нынче много), начинается с рассказа о том, что первую фотографию эта девочка сделала в 15 лет. Дашино раздражение понять можно: рассказывать о том, что снимать ты начал в 15 лет, так же глупо, как артисту говорить: «Петь я начал еще в три года». Все в три года поют, а на кнопку фотоаппарата можно научиться нажимать даже раньше.

Но далеко не каждому к 17 годам предлагают сотрудничество в журнале «Афиша», и, конечно, не всем в 19 лет приходится стоять в леопардовом пальто перед телекамерами на открытии собственной персональной выставки и отвечать на вопросы о подсознании, взрослении, об основных темах в творчестве и о творческих планах. И на главный вопрос, который всех по-настоящему волнует: как с ней все это произошло, и зачем ей все это в 19 лет нужно.

«Нашла я Дашу в блогосфере», -- рассказывает куратор выставки Ирина Меглинская, совладелец фотогалереи «Победа». Произошло это, когда Меглинская была фотодиректором издательского дома «Афиша», а Даша Ястребова быстро завоевывала популярность в ЖЖ. Меглинскую «зацепило невероятное сочетание взрослой, страстной свободы и детской трогательности». Именно так, трогательно и свободно, Даша отвечала на вопросы многочисленных журналистов: немного смущалась и даже заканчивала очередное интервью легким книксеном. При этом было ясно, что говорит Даша то, что хочет сказать, и что в целом ей достаточно все равно, как ее поймут.

Когда тебе 19 лет, а тебя называют «человеком будущего», можно позволить себе сказать что-нибудь спорное. Ну, например, что могла бы заняться живописью (благо за плечами художественные школы и не одно поколение художников), но для этого надо, как она выражается, «всю попу отсидеть». Или вот: «Жизнь всего одна, и нельзя ее тратить на то, чтобы быть клерками и раз в год вырываться куда-то в Крым». Или про свое поколение: «У нас меньше стереотипов, блоков и каких бы то ни было социальных барьеров. Если у тех, кто старше, «совок» на глазах рухнул, то у нас сразу были жвачки, сникерсы и мультфильмы». При этом сама Даша меньше всего похожа на сникерс. А больше всего похожа на  барышню начала прошлого века, черно-белую музу какого-нибудь декадентского поэта. И фотографии у нее такие же декадентские: любовь и кровь, выбеленные лица и черные брови, тугие корсеты и дымящиеся сигареты. И русалки, русалки…

«Это детская фотография. Даша -- вундеркинд, -- объясняет Ирина Меглинская. – Но ее внутренняя сила, витальность – редкое явление и в фотографии, и в жизни нашей. Вот почему я буду следить за этой девочкой».

Формула любви

Можете относиться к творчеству Даши Ястребовой как угодно. Можете даже вообще никак не относиться. Но факт остается фактом: на открытие ее выставки собралось невероятное количество людей. В основном это были юные создания, материализовавшиеся из блогосферы. Но не только. Многим в вечер открытия вообще вряд ли удалось попасть на вернисаж. Большущая толпа просто не могла вместиться не то что в крохотную «Победу», тесной оказалась даже территория «Винзавода». Если вы никогда не пойдете на «Винзавод» и никогда не заведете себе аккаунт в ЖЖ. Если вы не принадлежите к числу успешных профессионалов, которым адресован журнал «Сноб», опубликовавший в первом же номере огромное интервью с Дашей. Предположим, что вы также не дорожите мнением журнала Vogue, который включил Дашу в список «людей будущего», и вам плевать на то, что скажет журнал «Афиша». Вы все равно теперь не сможете жить без Даши Ястребовой. Судя по набору камер на открытии, она теперь пропишется и на телеэкране.

Нельзя искренне не порадоваться за Дашу Ястребову. И в то же время немного жалко ее загубленную молодость. Поэтому будет уместно опубликовать обращение, которое Даша написала в своем ЖЖ: «...пожалуйста не давите на мозг тем что я классная или хреновая или куда хуже «ПОСНИМАЙ МЕНЯ», и вообще все эти слова и внимание меня смущают и я хочу убежать. танцевать валяться по полу и фривольничать - всё это куда лучше пьяной болтовни. ребята, мне правда морально тяжело от натиска, а я всё таки люблю людей ещё и верю в веселье без соц-атаки» (орфография автора сохранена).

Полная версия