Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:52
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Как лишиться невинности и немного заработать

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Выходит шокодрама «Девственность» Виталия Манского -- первый за два десятилетия российский документальный фильм, который покажут в широком прокате. Зритель, выйдя из зала после просмотра, должен задуматься, ужаснуться или хотя бы выкинуть из окна телевизор.

Не проходим, а подходим

Три девушки из разноудаленных, но одинаково бесперспективных мест нашей родины едут покорять Москву. Они представляют себе столицу как символический «мега-гипер-наномаркет», где все хотят что-то купить или продать. Все, что девушки могут предложить на продажу – девственность. Товар, надо сказать, в наше время не слишком ходовой, но «эксклюзивный» (для тех, кто понимает). И, как ни крути, немного жульнический.

Вот если бы речь шла о людях, которые приехали продавать свою почку (а изначально у авторов была идея сделать кино о таких), история получилась бы, наверное, куда более прямой и понятной (хотя название «Почка» звучало бы не так эффектно). А страшно ли продать невинность, которой, по большому счету, нет у героинь с самого начала истории, то есть как раз с того момента, когда они придумали ее продать? А может, и не было никогда… Как если бы девочки пытались толкнуть дедушкины боевые награды – и набивали бы еще при этом цену, мол, «дед за них кровь проливал».

Впрочем, это история не про девственность, и даже совсем не про девушек, которые снялись в фильме. Это история про болезнь, которая одолела нас всех – именно на такое прочтение рассчитывает режиссер Виталий Манский. Он называет эту картину «антибиотиком» и оборачивает горькое лекарство в сладкую облатку, надеясь, что так его проще проглотит молодежь.

ФильмографияВиталий Манский -- один из самых известных российских документалистов.
Так или иначе, именно трем провинциальным дурехам приходится в фильме Манского отдуваться за все несовершенство нашего мира.

Горе уму

Все они разные, и свой товар позиционируют по-разному, и просят разную цену.

Героиня по имени Карина Барби -- персонаж настолько гротескный и нелепый, что в ее клиническом розовом идиотизме проглядывает даже что-то по-своему величественное. Кукла Барби made in Karaganda (хоть бы она в Микки-Мауса играла – и то смешнее было бы) живет в розовой комнатке и мечтает о розовом особняке. Кроме того, ей нужна, ни много ни мало, мировая известность. Она клянется в камеру, что только физическая смерть собьет ее с намеченного пути. Она готова «закусить губу» и все выдержать: будет девственной, как когда-то Бритни Спирс, или порочной, как Мадонна, будет тяжело трудиться в стрип-клубе или за большие деньги лишит себя девственности бутылкой кока-колы. Как получится -- лишь бы заметили.

В этом трудно признаться, но безумные, на первый взгляд, представления этой девушки о мире шоу-бизнеса и о мире вообще оказываются на поверку совершенно правильными. Взрослый и умный режиссер Манский особо беспощаден к Барби, считая ее существом уже падшим, уже продавшим душу. В финале фильма мы увидим нашу героиню на шесте в борделе с розовыми крылышками за спиной. Но то, что для режиссера Манского кажется падением, для нашей героини – лишь ступенька к мечте. Что поделаешь, работа такая. Отряхнулась и пошла.

Карина, кстати, единственная героиня, которая пришла на премьеру. Она с гордостью рассказывала, что этот фильм дал ей путевку в жизнь. К режиссеру она относится очень хорошо. И благодарна за то, что теперь она – лицо компании, торгующей товарами для стриптиза, и за то, что Рен-ТВ снимает о ней еще один фильм. С ней пришла мама, хорошая такая скромная мама, которая держала розовую сумочку своей дочки, пока та охотно позировала перед камерами. И видно было, что ни маме, ни девочке ничуть не стыдно или страшно. Они вели себя как люди, защищенные силой внутренней правды. А что скажут окружающие – так плевать.

Другая героиня «Девственности» -- девушка Кристина, которую поначалу можно было бы назвать «честной». По крайней мере, в ее рассуждениях о девственности даже звучит иногда слово любовь. Другое дело, что она уже решила, там, у себя в Тамбове, что отдаст она свою драгоценную невинность Степану из шоу «Дом-2». Кристина едет в Москву, проходит жесточайший кастинг и попадает-таки в скандальное реалити-шоу. Вот что значит сила любви. Впрочем, она оттуда довольно быстро вылетает. Без любви, без денег и, кажется, без товара.

Надо сказать, что на этом фильме в некотором смысле теряет невинность тот, кто никогда в жизни не видел ни одного кадра из передачи «Дом-2». И честно сказать, шок от культурной дефлорации затмевает историю о потерянной девственности Кристины. Если действительно миллионы русских людей считают «Дом-2» «школой жизни», а девушки мечтают отдать человеку по имени Степан свое тело и душу, то по сравнению с ними розовая Карина Барби – просто образец ума и здравого смысла.

И наивными кажутся надежды взрослого и умного режиссера Манского на то, что его фильм заставит широкую аудиторию ужаснуться. Люди, которые смотрят «Дом-2», неуязвимы – ничего ужаснее они в своей жизни уже не увидят.

Героиня по имени Катя – самая сложная и, пожалуй, самая трагическая фигура в этом фильме. Режиссер относится к ней с явной симпатией: это видно и по тому, что ради нее он сам становится героем фильма, и по тому, как он ее снимает. Более того -- ей одной он дарит возможность спасения. Но черту она преступила первой и, видимо, единственная из всех осознанно, поскольку единственная находится в сознании вообще.

Катя хочет учиться в Москве. Она нашла в интернете по объявлению того, кто купит ее девственность за три тысячи долларов. Хотела сначала за пять, но никто не откликнулся. Так и сделала – получила на карточку деньги и отправилась обратно в Ярославль, к своей маме-учительнице, с которой живет в маленькой комнате, разделенной ширмой.

Дешево и сердито

Есть в этом фильме еще одна героиня – Москва. По идее авторов, город должен был быть максимально обобщенным, мегаполисом вообще. Эдаким желтым дьяволом, покупающим души. Но чуткий глаз режиссера и гениальная камера оператора уловили поразительные детали. Город мечты выглядит в фильме ничуть не привлекательнее тех ужасных мест, откуда стремятся вырваться наши героини: такой же серый, зачуханный и заплеванный. И прав, конечно, Манский, который сказал, что «люди всегда себя продавали – но не так же дешево».

Фильм «Девственность» многие называют человеконенавистническим, а режиссера -- холодным и циничным (что, в принципе, обычная реакция на серьезное документальное кино). Но на самом деле Виталий Манский в этом фильме, напротив, скорее выглядит как взволнованный отец подрастающих дочерей, а не как хирург, отрезающий гангренозную ногу. И именно оттого, что он не хладнокровен, он уязвим.

Когда хорошую маму Карины Барби журналисты спросили, как она относится к тому, чем занимается ее дочь, она без сомнения ответила: «Главное -- не запрещать человеку идти к своей цели. Иначе можно сломать всю жизнь. Зачем, например, девочку заставлять учить математику, если она мечтает танцевать?» Кстати, хорошее знание математики тоже можно выгодно продать.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама