Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Золотой маске» сократили бюджет

В условиях финансового кризиса пройдет пятнадцатый фестиваль национальной театральной премии «Золотая маска». Готовился фестиваль еще без оглядки на денежные проблемы, но его будущее не кажется директору Марии Ревякиной светлым.

Расширение и урезание

Программу нынешнего года готовили, понятно, не думая о кризисе. С летних фестивалей вроде Авиньонского и Эдинбургского, правда, доносились сигналы о падающей выручке за билеты. Но главной национальной театральной премии беспокоиться было не о чем. Во-первых, живет она все равно не за счет билетов, выручка от которых не превышает 9%. Во-вторых, спонсируется из федерального бюджета, а также усилиями таких солидных партнеров как Сбербанк России и «Евроцемент».

В этом году фестиваль позволил себе некоторые новшества. Главное среди них -- это обширная внеконкурсная программа из спектаклей стран Балтии, СНГ и регионов. По словам директора «Золотой маски» Марии Ревякиной, «это редкая возможность показать в Москве спектакли, которые в других обстоятельствах ни критика, ни публика, ни сами театралы увидеть не смогли бы». Через пару недель после декабрьской пресс-конференции «Маску» постиг первый удар. От министра культуры Латвии пришло письмо, в котором речь шла о том, что «Латвия не может дать средств на ввоз спектаклей». «Очень хорошие спектакли и очень интересные», -- огорчается директор фестиваля.

Со своей стороны руководство «Маски» постановило выполнить все взятые ими перед театрами обязательства. Стоит заметить, что для региональных постановок эти обязательства включают проживание трупп в Москве, аренду театров, аренду специального оборудования и все рекламные расходы (региональные власти обеспечивают своим представителям на «Маске» только транспортные расходы). В общем, средства нужны немалые. Объявленное в январе сокращение бюджета «Маски» помешало полностью осуществить задуманное. Внеконкурсная программа пойдет в урезанном виде.

Толчок к развитию

Зато конкурсная афиша сохранена целиком. Таков закон «Маски». К тому же содержимое этой афиши -- продукт годовой работы членов экспертного совета. «Работа экспертов, -- настаивает Мария Ревякина, -- очень трудоемкая. У нас два экспертных совета. Люди должны съездить более чем в 400 командировок. Отсмотреть более 530 спектаклей. И это только по цифрам 2008 года». Конечно, спектакли отсматриваются и на видео. Но если какой-то спектакль-кандидат вызывает у экспертов разногласия, смотреть его выезжают не менее, а иногда и более двух человек.

Самой свежей новостью «масочной» афиши нынешнего года является явное преимущество региональных театров перед столичными. То ли мрачные предкризисные ощущения помешали московским театрам выделиться, то ли, собственно, работа «Золотой маски» привела к хорошим конкурентным показателям. Когда Мария Ревякина говорит, «что на театральную ситуацию «Маска» оказывает опосредованное влияние», она, разумеется, скромничает. «Золотая маска» дает самый точный (и активизирующий театралов) срез театрального сезона. «Срез, -- уточняет директор фестиваля, -- того лучшего и необычного, что появилось в театральной жизни. А это ведь смотрят и режиссеры, и театральные художники, и актеры».

При этом директор убежден, что раскрутка новых имен в задачи фестиваля не входит. «Мы не раскручиваем, -- настаивает она, -- мы даем новым людям возможность получить приглашение на работу, поработать в содружестве с какими-то художниками. Вот и все. Это только толчок к развитию, не более чем».

Без иллюзий

Еще в декабре несколько наивно Мария Ревякина делилась с прессой безоблачными перспективами «Золотой маски». За прошедшее время директор обнаружила склонность, напротив, драматизировать ситуацию. Ее не утешает даже самый большой за последнее время бюджет фестиваля -- порядка 210 млн руб. (что, по ее словам, на 42--45 млн превышает прошлогоднее финансирование). Самым приемлемым для фестиваля в ситуации обострившегося экономического кризиса (Ревякина прогнозирует такое обострение на весну и далее на весь следующий год) директор «Маски» считает отказ от всех сопутствующих программ при условии сохранения только конкурсной. На вопрос Infox.ru, «не целесообразнее ли перевести этот фестиваль в режим биеннале», ответ был категорически отрицательным. Режим функционирования «Золотой маски» раз в два года поставит перед экспертами и перед членами жюри невыполнимые задачи.

Полная версия