На выставке «Лучшие фотографии России», открывшейся на «Винзаводе», представлены прописные истины: у нас самая большая страна с самыми красивыми закатами и нереальными рассветами и самые чудные (с ударением на оба слога) люди с невероятным творческим потенциалом. И это надо видеть.
Идея проекта «Лучшие фотографии России 2008» проста и грандиозна -- зафиксировать целый год жизни огромной страны, но не глазами одного или нескольких профессиональных фотографов, а глазами самой страны.
Стать летописцем мог любой, кому попалась в руки камера или даже телефон с фотоаппаратом (никаких ограничений по качеству снимков не было). Собственно, условие было вообще только одно – фотографии должны быть о России.
Таких людей нашлось почти три тысячи: бизнесмены, студенты, медработники, пенсионеры… Они фотографировали людей и животных, Мытищи и Камчатку. И прислали в результате 16 тыс. фотографий (принималось не более пяти работ одного автора) – 16 тыс. моментов своей жизни. Затем силами жюри было отобрано 350 работ-победителей. Их напечатали и вывесили на всеобщее обозрение на «Винзаводе».
Тут важно, конечно, разобраться, кому и как было доверено отбирать «Лучшие фотографии России» (звучит, согласитесь, не слабо). Жюри всегда называют «авторитетным», а поди докажи, что это так. В данном случае выбор «жюрящих» оказался интересным. Большинство из них были редакторы журналов и фотогалеристы, то есть люди закаленные, по роду службы всякие фотографии видавшие и уже, наверное, приобретшие профессиональный цинизм.
Прежде всего члены жюри договорились, что все работы будут попадать к ним без имени и должности. По идее, никто из голосующих не знал, чью работу оценивает -- первоклассника или Михаила Королева. Ну ладно, может, Королева, или Локтева, или Сержа Головоча узнавали (вообще среди участников было около 200 профессиональных фотографов). Но никто бы не сказал, что фотография «Кораблик» снята 15-летним любителем. Стареющая наяда с игрушечным корабликом: кто бы мог подумать, что такое можно разглядеть и снять и так передать в 15 лет.
Вообще профессиональное фотографическое сообщество без большой охоты участвовало в конкурсе. Во-первых, ни призов, ни наград. Во-вторых, не пристало для признанных участвовать в открытом конкурсе на общих основаниях. И одна из главных идей проекта -- «фотография – самое массовое и демократичное искусство» -- не самая лучшая формула для профессионалов.
Самое честное искусство
На выставке «лучших фотографий» становится понятно, что фотография остается самым честным из искусств. Не потому, что фиксирует реальность (какая уж тут реальность, если есть фотошоп), а потому, что каждый из нас может, ничегошеньки не понимая в тонкостях, ее оценить. Ну да, свет, композиция, мастерство... Но вот перед вами старушка, у которой как будто выросли голубиные крылья, или конопатый беззубый парень – и авторам, и зрителям не докажешь, что все это было тысячи раз и нет тут никакого искусства. И все равно цепляет.
Наверное, ничего сверхнового мы о своей стране из этой летописи не узнаем. Перемещаясь от стенда к стенду, увидим, какая она у нас дико красивая и дико бедная. И весна на Сахалине прекрасна, и панорама Рыбинска может быть удивительной, и закат в Южном Бутове столь же многозначителен, как и закат на реке Чулым. И лотосы в дельте Волги нереальны, как и подсолнухи под Пятигорском. И один из лучших ее образов, похоже, это «Весна на Телецком озере» (фотография которая, кстати, набрала наибольшее количество голосов).
Но вот что точно явилось откровением, так это наблюдение организаторов (которые полгода жили со всем этим и им можно доверять), что люди в этой стране, оказывается, по-прежнему живут настоящие. Их волнуют нормальные, человеческие вещи: детство, старость, любовь. Почти совсем не волнует политика. И представляете, говорят, что не было прислано ни одной дурной фотографии, незаконной или неэтичной. Из 16 тыс.! И это невероятно.