Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Мушкетеры ушли и обещали не возвращаться

В «Возращении мушкетеров» Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян сначала умирают, потом ненадолго воскресают. Спасают быстренько Францию. А в конце один за другим отказываются от перстня, дарующего бессмертие. Ради вечной дружбы, разумеется.

В среду вечером по Новому Арбату скакали мушкетеры на белых конях. А в кинотеатре «Октябрь» перед началом премьеры играли песни из «Трех мушкетеров». Огромная толпа дружно подтаптывала в ритм «Пора-пора…» и коллективно вздрагивала, когда раздавалось: «Конста-а-анция…» Все были готовы к катарсису. Но многие ушли без него. Что, конечно же, их личные проблемы.

Режиссер: «Старости нет»Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает о проблеме отцов и детей, о роке, старости и вечных ценностях.
Д'Артаньян помолился, и они ожили

В самом начале фильма мушкетеры погибают: в один день, один за другим, по совершенно разным и немного смутным обстоятельствам. Д'Артаньян, например, только-только получил маршальский жезл и тут же упал, пораженный вражеским ядром. Не очень-то ясно, что за враг и что за война, но это не так важно, поскольку она очень быстро кончается.

Франция находится, выражаясь нынешним языком, на грани дефолта. Вся ее казна спрятана в сундуке, который пропадает вместе с кардиналом Мазарини. Почему-то при этом все склонны винить королеву-мать – нашу старую добрую Анну Австрийскую (Алиса Фрейндлих) -- видимо, потому, что припоминают ей еще те самые злосчастные подвески. И теперь Анне слышится страшное слово «эшафот», избежать которого можно, если за десять дней кто-нибудь привезет сундук из Англии, разумеется.

Дети: «Мы -- команда!»Антон Макарский (Анри) рассказывает о химии взаимоотношений, об эйфории и правильной организации труда, а Лянка Грыу (Жаклин) -- о важности простых вещей в холодном большом городе.
Сценарий к «Возвращению мушкетеров» написал сам режиссер Юнгвальд-Хилькевич. Дюма не принимал в процессе ни малейшего участия. Разве что придумал имена некоторых героев. Смерть мушкетеров, их встреча на «том свете» и временное возвращение, чтобы помочь своим детям, да и сами дети – вся эта история не имеет изначальной литературной основы. Потому она и вышла несколько путанной – мастер явно творил широкими мазками, не вдаваясь в детали.

Если о них не думать, то все просто: Франция в опасности, королева – «жертва слов и молвы», мушкетеры не помогут, поскольку умерли, но зато у них есть дети. А от осинки, как известно, не родятся апельсинки. Дети, конечно же, сначала собираются немного подраться на Королевской площади, потом становятся друзьями навек, потом влюбляются друг в друга (не подумайте ничего такого – просто иногда у мушкетеров рождаются дочери). Ну и не раздумывая мчатся за сундуком Мазарини.

Легендарная четверка наблюдает за приключениями отпрысков с «того света», а в решительный момент воскресает, чтобы спасти своих кровиночек от верной гибели. «Д'Артаньян помолился, и мы ожили», -- говорит Портос, немного упрощая, но по сути верно.

Отцы и дети

Мушкетеры: «Чудо, которое не имеет объяснения»Атос, Портос и Арамис рассказывают о тяготах славы. А Д'Артаньян -- о том, что жизнь интереснее любого искусства.
 Дети мушкетеров появились на свет при невыясненных обстоятельствах. Нам они достались уже половозрелыми. Откуда взялись и куда делись их матери? В каких условиях росли эти дети, какие книжки читали в детстве, почему не встречались? Мы этого не узнаем никогда. Зато, порывшись в пресс-релизах, без труда выясняем, что актеры, которые играют детей, как раз выросли в то время, когда каждый нормальный ребенок бредил «Мушкетерами», записывался в секцию конного спорта и пел про «красавицу якубку» и «куклу па». Это актерам немного, наверное, мешает – они слишком стараются соответствовать.

Это не касается только детей Портоса. Ирина Пегова (Анжелика) -- просто хорошая актриса. И ничего с этим не поделаешь. А вот Леон -- какой-то побочный, брошенный в детстве сын -- в исполнении Дмитрия Нагиева и вовсе оказался центральной фигурой. Леон рос как сорняк, даже не подозревая до конца фильма о своем прославленном родителе. И видимо, это его и спасло. Дмитрий Харатьян смешно и здорово сыграл Короля-Солнце. Алена Яковлева стала новой Миледи и, слава богу, от Тереховой позаимствовала только рыжие кудри. Благодаря всем им второстепенные герои стали самыми интересными. Может, потому, что эти актеры принадлежат к тому поколению, которое смотрело, конечно, «Трех мушкетеров» и махалось деревянными шпагами, но не очень долго – им просто достаточно резко пришлось расстаться с детскими сантиментами.

В зале «Октября» тоже сидели люди за 30, которые пришли на «Возвращение мушкетеров», чтобы «вернуться в свое детство». Они так и говорили. И такие люди уходили разочарованными: и музыка не та, и драки не те, и бургундское кислое. И даже Боярский, хоть и клевый, но все равно не тот. Можно подумать, что они сами те, что были 30 лет назад: румяные идеалисты, верящие в вечную дружбу и любовь до гробовой доски, а не толстеющие, скучные и замотанные жизнью грибы. Не надо возвращаться такими в детство: лучше берите-ка своих детей и ведите на «Возвращение мушкетеров», а по дороге рассказывайте, как 30 лет назад вы тоже мечтали стать смелыми и бескомпромиссными и отдать жизнь за родину или за Францию. А сами думайте, пока они смотрят фильм, почему у вас это не получилось.

В финальной сцене фильма мушкетеры (ну те, что настоящие) один за одним отказываются от перстня, который мог бы сделать одного из них бессмертным. Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян, кажется, не без удовольствия удаляются на тот свет, оставляя нас тут без всякого шанса на скорую встречу. Но интрига в том, что Боярский совершенно опрометчиво выкидывает перстень в окно. Смотрите, подберет его какой-нибудь Бекмамбетов. Будут у вас еще мушкетеры в баню 31 декабря ходить.

Полная версия