Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Группа The Vines выпустила новый альбом: между комиксом и «Нирваной»

Австралийцы The Vines напоминают о себе очередным выстрелом гранжа и гаражного рока, обещают дикое будущее и пишут песни для героев комиксов

Бесшабашный ансамбль The Vines из Сиднея широко стоит на музыкальной сцене: одной ногой в 60-х годах, другой – в 90-х. Десять лет назад австралийцы прославились тем, что ненадолго вернули свежесть гранжу. К его сырой подвальной ярости они прибавили приятные мелодии психоделического рока – и не прогадали. Группа получила свои пятнадцать минуть славы, фото на обложках музыкальных журналов и популярность во всем мире. Сегодня дела у «Лиан» идут похуже, но они бодры, относительно здоровы и работают интенсивнее, чем когда-либо.

Прежде чем основать Nirvana, неприкаянный Курт Кобейн работал уборщиком в школе. А участники The Vines в середине 90-х стояли за кассами в сиднейском «Макдоналдсе». Кто-то копил зарплату на покупку инструментов, а будущий фронтмен Крейг Николлс откладывал деньги на учебу в колледже искусств. Но вскоре оказалось, что рисует он в основном хипповские радуги и девушек с венками в зеленых волосах и вообще любит рок-н-ролл больше красок. Так что выбор в пользу музыки и создание группы были лишь вопросом времени.

Как почитатели ретро, The Vines, конечно, равнялись на «Битлз». Одно время они даже назывались «Ришикеш» - в честь индийского ашрама, куда легендарная четверка приезжала за мистическим опытом. Но для маленьких клубов и дружеских вечеринок классика рока не годилась, нужен был репертуар попроще и посвежее, и «Лианы» стали играть хиты «Нирваны». Не удивительно, что чуть позже они надергали оттуда приемов и для своих песен. Пошел в дело беспроигрышный принцип гранжа «тихо-громко», а Николлс стал копировать кобейновский наждак в голосе. Правда, собственное настроение The Vines не было таким отчаянно-мрачным, ближе им оказались другие герои жанра, более жизнелюбивые и несложные The Pixies.

В дальнейшем понемногу раскрылись и другие увлечения австралийской молодежи. «Лианы» переняли гаражную удаль сразу многих коллективов, начиная с уважаемых шотландцев The Jesus and Mary Chain и заканчивая тяжелой мотоциклетной бригадой Black Rebel Motorcycle Club. А битловскую мелодику и неодолимую тягу к акустике они подхватили из пролетарских рук братьев Галлахеров. Общий стиль группы получился неровным и сумбурным, но слушать ее альбомы было интересно. Поорав и побесившись в коротеньких гитарных номерах на три копеечных аккорда, Николлс вдруг мог выдать прекраснейшую балладу – а потом снова врубал усилитель на полную. К слову, клип на лучшую из тихих вещей «Winning Days» для группы делал француз Мишель Гондри, режиссер «Вечного сияния чистого разума» и недавнего «Зеленого Шершня».

Чем известнее становились The Vines, тем больше у их лидера портился характер. Поначалу все списывалось на рок-н-ролльные замашки и бунтарский настрой. Но одно дело – хулиганить на чинном вечернем телешоу Дэвида Леттермана, и совсем другое – затевать драки с журналистами, обзывать фанатов стадом баранов и поносить собственных коллег. Итогом безумств стали несколько судебных исков и уход из группы одного из ее основателей, басиста Патрика Мэттьюза. Со временем Николлс и вовсе превратился в бледного лунатика, не способного попадать в ноты и связно отвечать на вопросы в интервью. Виной тому был найденный у него синдром Аспергера – разновидность аутизма, обострившаяся от пристрастия к марихуане.

В 2005 году подлечившийся рокер вышел из клиники, и The Vines вернулись с новой пластинкой «Vision Valley» и cамым большим на сегодняшний день хитом «Don’t Listen To the Radio» - задорным анархистским призывом выбросить на помойку радио, телевизоры и телефоны. Но интерес публики постепенно поугас, и даже следующий альбом «Melodia» (2008), ставший самым отточенным образцом стиля группы, не слишком-то изменил положение дел.

Новая работа австралийцев именуется «Future Primitive» , то есть «Будущий неандерталец». Притом, что дебют назывался «Highly Evolved» («Высокоразвитый»), поневоле думаешь, что The Vines, оступившись, катятся вниз по эволюционной лестнице. Но это все же не так. «Дикий» альбом вышел послабее, чем та же «Мелодия», но сохранил лучшие черты коллектива. На месте и отвязные кричалки на полторы-две минуты, и дурманная психоделия («All That You Do»), и очередное продолжение бесконечной «Тени осени» («A.S.4»), регулярно появляющейся на пластинках «Лиан» с 2002 года.

Подростковый дух The Vines хорошо описывается сравнением с комиксовым миром фильма «Скотт Пилигрим против всех». Многие номера с «Future Primitive» подошли бы ему, как родные. «Candy Flippin Girl» - идеальная песня для встречи с «той самой» девушкой, когда сердце начинает биться быстрее. А с боевиками «Weird Animals» или «Black Dragon» недотепа Скотти и его друзья в два счета выиграли бы конкурс районных рок-групп. Самим The Vines, кстати, кино настолько понравилось, что они даже сняли в той же манере свой клип «Gimme Love».

Сама по себе пластинка «Future Primitive» не вернула The Vines утраченные позиции, но вполне весомо напомнила о группе. И кто знает, может, австралийские «Лианы» еще сдержат самоуверенное обещание «трахнуть мир» («S.T.W.»). Если верить Николлсу, «у группы в запасе 139 новых песен, пятнадцать из которых уже записаны и скоро выйдут в виде шестого альбома». А значит, в ближайшее время The Vines уж точно не дадут о себе забыть.

Полная версия