Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Потешные картинки с глубоким смыслом

Рязанские мыши весело хоронят Кота Казанского. Ясноокий Бова Королевич спасает прекрасную Дружнену. Шут едет на свинье, а медведь с козой прохлаждался. Погрузиться в карнавальную атмосферу русского лубка можно в Литературном музее, где открылась выставка «Русские народные картинки, сказки и забавные листы».

Московской государственный Литературный музей владеет богатейшей коллекцией русской лубочной картинки, собранной ученым, историком книги Сократом Алексеевичем Клепиковым. В фонде наберется больше одиннадцати тысяч листов от XVII века, когда на Руси только входили в моду «немецкие» или «фряжские потешные листы» и до XIX века, когда на смену ручному производству пришло промышленное. Типографская печать дала кустарной картинке профессиональное качество, но лишила свободного духа, некоторой непристойности и исконной балаганности. То есть всего самого ценного. Ведь лубок – это не просто примитивное графическое изображение с простым, но ярким сюжетом и пояснительным текстом. По сути, это народное, стихийное, неподцензурное высказывание. В нем соединяются наивность и цинизм, реалистичность и сказочность, религиозность и вольница, юмор и философичность. И все это очень важно для понимания национального характера.

Взять, например, самый известный лубочный мотив про Кота Казанского и про то, как мыши рязанские его хоронили. По поводу этого Кота, «ум астраханской, с уса терской», ученые, как говорится, по сей день спорят. Долго бытовала версия, что пучеглазый, усатый, важный кот, который «сладко жил, сладко ел, сладко…» (далее каждый рифмует в силу своей испорченности) -- это пародия на Петра I , придуманная недовольными его реформами раскольниками. Этот мотив действительно жил в XVIII веке. Есть, например, на эту тему знаменитый сюжет «Цирюльник и раскольник».

Другие исследователи отмечают: странно, что строгие раскольники придумали столь шуточную историю. К тому же кот-то умер не по-настоящему, претворяется, шельма. Да и мыши (в некоторых вариантах на похоронах присутствует несколько десятков грызунов) ведут себя довольно разнузданно: катят бочку с пивом и играют на музыкальных инструментах. Скорее карнавал, чем похороны. Кстати, после революции тоже были свои варианты популярного сюжета: в роли кота изображали В.И.Ленина, которого хоронили мыши-меньшевики. В финале Ленин воскресал и съедал оппонентов.

Такие лубочные картинки назывались «балагурники», «сатиры» или «побаски». И выполняли функции комикса или даже телесериала, поскольку часто истории печатались на нескольких листах с продолжением.

Чаще всего крестьяне покупали лубочные гравюры в дом как украшение. Но были у лубка и другие разновидности и предназначения. На заре лубочного производства большой популярностью пользовались «богоугодные изображения». Однако ж затем церковь ввела цензуру на святых, чьи лики, улучшенные народной фантазией, естественно, сильно отличались от канона. По тем же причинам было запрещено изображать царских особ. Зато уж вымышленных героев, кавалеров и всадников, народные умельцы наштамповали от души. Реальные герои тоже встречались, в основном как персонажи судебных хроник или популярные народные типажи. Сюжеты для лубочных картинок брались из календарей, сказок или переводных романов. Например, еще один очень распространенный лубочный сюжет о Бове Королевиче, который сражается с Полканом и спасает Дружнену, заимствован из средневекового романа про рыцаря Бово д’Антона.

Изготовлением лубка были заняты целые деревни. Граверы вырезали картинку на липовой доске (лубе – вот откуда название). Потом гравюры раскрашивались вручную. Этим занимались, как правило, дети и женщины. Что объясняет столь свободные, часто неожиданные цветовые решения. Вообще, наивные кустарные творения дышали свободой – необычным состоянием для русского крепостного крестьянина. Это выражалась не только в достаточно фривольных надписях или образах. Вокруг лубка сложилась особая культура, ярмарочный, неприличный, карнавальный дух. «Великое божие наказание! Как брат с сестрой обвенчались, как сын у отца оторвал оба яйца, листок, свисток, кресток, книжка, манишка, и от бабы самоварная шишка, да полфунта жареной колбасы. И все за двадцать копеек!» -- зазывал коробейник-офеня клиента.

Позже, в начале ХХ века, когда в народе популярность лубочной картинки, уже прилизанной прогрессом и цензурой, практически сошла на нет, эстетику и лихой дух переняли авангардные художники, в частности, объединение «Бубновый валет». А если присмотреться внимательно к современному нам искусству, то и в нем не сложно разглядеть очевидные черты лубочной культуры.

Все эти тенденции чутко уловили организаторы выставки «Русские народные картинки, сказки и забавные листы». Они устроили целую серию близких по духу мероприятий. Все рассчитаны на родителей с детьми. Это и теневой театр по мотивам лубочных сюжетов, и мастер-класс по созданию комиксов с художниками из объединения «КомМиссия», и изготовление игрушек по старинной русской технологии -- из лыка.

За расписанием мастер-классов следите на сайте Литературного музея.

Полная версия