Пагубные страсти, каторжные судьбы
Отцы-основатели эйсид-джаза презентуют долгожданный альбом. Кабаре-провокация поведает о судьбах австралийских каторжан. Поп-металлические «Поэты осени» нагрянут в разгар весны. Приторные рокеры-рекордсмены приедут с «Извинением». Прославленный исполнитель арабско-еврейской музыки поделится секретами и споет.
Red Snapper (Великобритания)
В последние лет пять-семь англичане Red Snapper, которые числятся в основателях эйсид-джаза, взяли за правило раз в год отчитываться о проделанной работе перед многочисленной армией российских поклонников, но минувшей осенью концерт был отменен. Зато теперь «Красный люциан» (это такая рыба), как переводится название группы, везет в три украинских и два российских города (помимо Москвы, это Екатеринбург, а не традиционный в таких случаях Санкт-Петербург) только-только вышедший альбом «Key» («Ключ»). Событие тем более знаменательное, что группа во всеуслышание заявила о начале работы над своим седьмым альбомом еще два года назад и все это время томила фанатов, время от времени подкармливая их отдельными треками. Они, надо сказать, вызывали неоднозначную реакцию. С выходом «Key», похоже, можно облегченно выдохнуть. К устоявшемуся с первого дня основания в 1993 году составу из басиста, гитариста и ударника присоединился тенор-саксофонист, а за продюсерский пульт сел знакомый по первым двум -- во многом революционным и, наверное, лучшим -- альбомам группы Тим Холмс. На выходе получилось «возможно, лучшее в истории группы звуковое путешествие по афробилли, фанку, ударному даб-джазу и футуристичному блюзовому бопхопу, полное мрачного шарма и кипящих страстей», -- как пышно пишет о «Key» одно авторитетное джазовое издание.
«Точка», пятница, 8 апреля, 20.00
Tiger Lillies (Великобритания)
С момента своего основания в 1989 году брехтианское кабаре из трех провокаторов-лондонцев неуклонно гнет свою линию. Двадцать с лишним лет спустя -- это чуть более грузные, но все такие же сумасшедшие: Мартин Жак (вокал, аккордеон, пианино, гитара, губная гармошка, миниатюрная гавайская гитара укулеле и близкий родственник банджо – банджолеле), Эдриан Хьюдж (ударные) и Эдриан Стаут (контрабас, музыкальная пила и терменвокс -- загадочное электромузыкальное изобретение нашего соотечественника от 1919 года). Проституция, богохульство, разврат -- темы песен Tiger Lillies всегда дают повод шокировать блюстителей нравственности. Правда, в прошлом году троица переключилась на каторжников. Театрализованная постановка «Тюрьма Кокату», презентованная на одноименном острове в Сиднее, рассказывает о судьбах местных заключенных -- на каждого брата по песне. Вторая работа и второй номерной альбом за год (и, страшно сказать, 22-й во всей дискографии коллектива) связаны со спектаклем «Вот я, человек» чешского театра «Арча», с которым у группы давние теплые отношения. На сей раз песни «Тигровых лилий», сюжетно перекликающиеся с романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», поднимают темы постоянного социального противостояния между высшими и низшими слоями и не менее актуальные темы низменных человеческих страстей.
Выставочный зал ЦДХ, пятница, 8 апреля, 20.00
Poets of the Fall (Финляндия)
«Поэты осени» с самого начала своего пути в 2003 пошли по проторенной соотечественниками из Rasmus и H.I.M. дорожке мелодичного, поэтичного, романтичного поп-металла, и сразу же стали новыми любимцами падкой до псевдоготической эстетики финской публики. Награды сыпались на трио (вокалист, гитарист, клавишник) одна за другой, включая самый престижный финский трофей Emma как «Лучшему новичку» и за «Лучший дебютный альбом». Пластинки продавались невероятными для маленькой страны тиражами в сотни тысяч экземпляров и не сменяли друг друга на высших строчках чарта, а соседствовали там. И это притом, что между выходом альбомов могло пройти пару лет. Для придания разнообразия и более широкой палитры собственному звучанию «Поэты» впоследствии рекрутировали еще несколько музыкантов для студийной и концертной работы, но формально по-прежнему считаются трио. Помимо четырех студийных альбомов (двух платиновых и двух золотых), финны могу похвастаться особой любовью со стороны производителей видеоигр и рекламы. Вплоть до того, что они пишут песни специально для игр и появляются в них в качестве героев -- вымышленной группы «Old Gods of Asgard» («Старые боги Асгарда»).
Pipl, суббота, 9 апреля, 20.00
OneRepublic (США)
Неудивительно, если при одном упоминании этой очень приятной и вполне безобидной альт-рок группы у вас начинается нервный тик -- «Республиканцы» побили не один рекорд популярности. Особенно их главный хит «Apologize» («Извинение»). Сначала был MySpace, где в середине 2000-х квинтет из Колорадо стал самой прослушиваемой неподписанной, т.е. без контракта со звукозаписывающей компанией, группой. Неподписанной же он оказался после того, как Columbia Records разорвали с OneRepublic контракт на стадии работы над дебютным альбомом -- страшно представить последующую судьбу менеджера, который принял столь недальновидное решение. Ведь фантастический успех ждал группу буквально за перевалом. Сингл «Apologize» был проигран в радиоэфире 10331 раз всего за неделю, что стало абсолютным рекордом за всю историю музыкального радио. Ремикс Тимбаленда на эту песню занял первое место в чартах шестнадцати стран и был скачан десять миллионов раз -- еще один непобитый рекорд. Не уронить планку после успешного начала -- главный вызов любого музыканта, а после столь ошеломительного старта тем более. Повторить успех «Apologize» у OneRepublic не получилось и вряд ли когда-нибудь получится, зато писать слегка приторные, но очень качественные и мелодичные поп-рок песни пятерка из Колорадо уже, наверное, никогда не разучится.
«Milk», суббота, 9 апреля, 20.00
Хаим Лук (Марокко/Израиль/США):
«От Гибралтара до Босфора. Еврейско-арабская музыка Средиземноморья»
Жизнь и музыка Хаима Лука неразделимы. Будущий раввин и один из самых выдающихся исполнителей традиционной музыки арабских евреев родился в Касабланке в 1942 году и уже в раннем возрасте прославился, благодаря своим музыкальным талантам, прежде всего, невероятно красивому голосу. В юности Хаим был учеником главного авторитета в области сефардского богослужения раввина Давида Бузаглу, перенимая все тонкости этого искусства, после чего продолжил обучение в религиозной еврейской школе в Англии. Затем он уехал в Израиль, где прожил с 1964 по 1987 годы и работал школьным директором. Дальше дорога его лежала за океан, в Лос-Анджелес, где Хаим Лук принял руководство синагогой евреев-сефардов. В отличие от большинства современных музыкантов, лишь заигрывающих с этническими мотивами, раввин, просветитель и певец с витиеватой судьбой был окружен ими с самого рождения. И даже в наш космополитичный век продолжает вдохновляться почти исчезнувшей, но родной для себя культурой. Меланхоличные, величественные, мистические напевы Хаима Лука, словно оплакивающие угасание многовековой аутентичной культуры сефардов, звучат под аккомпанемент традиционных для этого жанра инструментов и объединяют в себе мелодии из Марокко, Андалузии, Турции и других точек еврейского Средиземноморья.
Artefaq, понедельник, 11 апреля, 20.00 – лекция-концерт «Со всех концов земли» (вход свободный – по предварительной регистрации на http://bit.ly/gnxuvb)
Artefaq, вторник, 12 апреля, 20.00 – лекция-концерт «Путешествие в страну Востока» (вход свободный – по предварительной регистрации на http://bit.ly/dU925n)
«Дом», среда, 13 апреля, 20.00 (вход свободный – по предварительной регистрации на www.eshkolot.ru)