Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Честная бедность и сладкая жизнь в фотографиях

Итальянский неореализм в черно-белом, современное искусство в фотоотпечатках, британский дендизм как голубая американская мечта. В ЦВЗ «Манеж» продолжается показ фотосериалов VII фестиваля «Мода и стиль в фотографии».

Нынешний фотофестиваль «Мода и стиль», начавшийся с кино, точнее, с оммажей Федерико Феллини, Жану Кокто и Марлен Дитрих (все выставки открылись в Мультимедийном Арт Музее), решил не отступать от выбранного курса. Что ни выставка в Центральном выставочном зале, то целый фотосериал. Все увидеть за один раз вполне возможно, а припомнить -- нет никаких сил: плотная ленточная, а порой и шпалерная развеска не позволяет взгляду сосредоточиться, а в памяти удержать какой-либо исключительный кадр. А фотография ведь тем и интересна.

Новое и незабытое старое

Четыре года тому назад в ЦВЗ проходила выставка «Итальянская фотография 1930-1970-хх. Из коллекции Прельц Ольтрамонти». Тогда показали около 150 снимков, сделанных тринадцатью мэтрами светописи. Теперь же представлено около 250 снимков, более тридцати разных фотографов из коллекции Паоло Морелло.

Понятно, чем дальше, тем сериалы становятся все длиннее – это примета времени. Однако, их содержание остается все тем же. Нужно лишь припомнить уже виденные вокзальные туманы и снежные ковры на геометрии площадей Милана Марио де Биази, крестьянские морщины, жилисты руки с серпами, честную бедность на папертях, истовых католиков на поклонении в Лурде и озорничающих семинаристов, подсмотренных мэтром Марио Джакомелли. Добавьте к этому дружественную печаль от курьезов хрущевской оттепели, подмеченных в СССР Пьерджорджо Бранц.

В этой фотографической команде, конечно, должен был быть и друг-приятель всех современных художников Италии Миммо Йодиче. Но в этот раз он оказался в другом фотосериале, который называется «Частная история».

Эта история действительно очень частная. Коллекцию собрал промышленник Джованни Котронео с супругой Анной Розой. Коллекция наиновейшая, можно сказать, ее собрали «новые итальянцы». У них было все, как у любых других интернациональных «новых», то есть начинали они со знакомого. Но если наши «новые» бросались на Шишкиных и Айвазовских, то итальянцы собирали качественную живопись XVII века. И вдруг вкусы переменились (у нас тоже такое, хоть и редко, но случалось) -- захотелось чего-то современного. Собирать инсталляции, аккумуляции и ассамбляжи -- дело дорогое и хлопотное: все это громоздкое хозяйство где-то нужно хранить. Чета Котронео решила проблему практично, занявшись собиранием фотодокументаций. И они не прогадали -- весь музей современного искусства Котронео умещается в папках, рулонах или на дисках DVD. Стоит развернуть фотографию Клаудио Абате -- и вот, пожалуйста, минималистское панно Сола Левита. Достаешь другой отпечаток -- почти перформанс: художник Джино де Доменичис в замысловатой позе запечатлен с помощью камеры-обскуры. Дальше -- больше: посредством фотографий Миммо Йодичи составил своего рода руководство по тому, как сделать инсталляцию или аккумуляцию из подручных предметов: кухонных аксессуаров, стеклянных банок, куриных лапок, черепов и из много чего другого.

Вперед, в прошлое

Если в Старом Свете фотография пытается угнаться за современным искусством, то в Новом Свете она странным образом пятится назад. По крайней мере, это следует из «Опыта занимательной химии: фотографии 1990-1890» Дэвида МакДермота и Питера МакГафа -- еще одного руководства, представленного в Манеже. Странная датировка работ объясняется тем, что американский дуэт работает по принципу «вперед, в прошлое». Авторы настолько прониклись обаянием эпохи дендизма времен королевы Виктории и Эдуарда VII, что решили по этому примеру зажить в Новой Англии конца ХХ века.

Все, что было создано после 1914 года, они исключили из своего быта и профессиональной работы. В приступе пассеизма приобрели старинный особняк, облачились в винтажные твидовые костюмы и фраки, обзавелись цилиндрами и котелками и, закрыв глаза на цифровые новшества, принялись фотографировать так, как это было принято в прежние времена. Над проявкой и распечаткой фотосессий в стиле «около 1890 года» -- нарциссических автопортретов, гомоэротических сцен, курьезных по своей бессмысленности естественнонаучных опытов -- сладкая американская парочка новоявленных джентльменов работает во всеоружии анахронических химреактивов. Что, вероятно, сказывается на состоянии их здоровья. Как долго еще будут лелеять свою голубую мечту и играть в денди оба Мак`а, кстати, давно разменявшие шестой десяток лет, сказать трудно. По крайней мере, как говорят, особняк они уже продали.

Полная версия