Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Жанна Агузарова стала марсианской диссиденткой

Мамы -- это такие докучливые существа, которые готовят еду и заставляют выкидывать мусор, папы -- бессмысленные волосатые дурилы. Но совсем без них тоже плохо. Такие выводы может сделать ребенок после мультфильма «Тайна красной планеты». Хотя хотели его создатели, конечно, как лучше.

Девятилетний мальчик Майло иногда думает, что его жизнь была бы куда проще, если бы в ней не было мамы. Никто бы не заставлял выкидывать мусор, давиться капустой брокколи, от которой даже кота тошнит, убирать грязные вещи и ложиться спать, когда по телеку показывают любимый фильм про зомби. Однажды ночью надоевшую маму действительно похищают инопланетные женщины. Мальчик случайно оказывается на корабле и вместе с крепко спящей родительницей попадает на Марс. Там он знакомится с Грибблом, единственным живым землянином, техническим гением и балагуром. Он и разъясняет Майло, какая участь ждет его несчастную маму на Красной планете, где вопреки названию, нет никакого цвета, кроме серого. Раз в двадцать пять лет здесь рождаются детишки, точнее вырастают на грядке. Все они проходят сортировку: мальчиков как бракованный материал сразу отправляют на свалку, где живет племя марсианских мужчин – волосатых растаманов, которые ничего не могут, только плясать и воспитывать себе подобных. Главного у них зовут подобающе – Дурила. А девочек оставляют и превращают в высокоорганизованных солдат, служащих Управляющей, безжалостной старухе, создавшей весь этот тоталитарный матриархат. Чтобы девочек воспитывать в строгости и дисциплине, были разработаны роботы-няни. Раз в 25 лет марсианки выбирают самую лучшую маму из землян, выкачивают ее память и загружаю в робота. Так произошло когда-то с мамой Гриббла. Так будет и мамой Майло, если он в течение семи часов не найдет способ ее спасти.

Кроме нелепых марсианских мужчин и еще более нелепого Гриббла, строгую серую идиллию женской половины Марса портит и диссидентка по имени Ки. Однажды, работая в управлении, она скачала земные ситкомы 70-х годов, где счастливые хиппи раскрашивали стены разными цветами и обращались друг другу: «Йо, чувак!» С тех пор она не только стала отчаянной граффитчицей (отчего-то создатели фильма постеснялись надеть на нее капюшон, как у Бэнкси, было бы смешно), но и овладела земным зыком. Несколько своеобразным, конечно. Эта героиня особенно должна понравиться русским взрослым зрителям, ведь ее озвучивала Жанна Агузарова. Совершенно очевидно, что экстравагантная марсианка Ки – это она и есть. И вот вся эта компания отправляется в опасное приключение по спасению мамы.

У маленьких зрителей не должно быть никаких претензий к фильму «Тайна Красной планеты». Ну кроме, разве что, болезненно несимпатичных героев. Дело в том, что продюсировал фильм Роберт Земекис. Он, конечно же, не смог удержаться от своей фирменной технологии performance capture, которую упорно двигает, начиная с «Беовульфа». Марсиане еще получились сносные, вполне себе «аватарные», длинноногие, с попами и большими миндалевидными глазами. А вот на людей смотреть тяжело – как на восковые фигуры. Вроде, очень похоже на настоящих, но от этого еще страшнее. Особенно неприятное чувство вызывает толстый Гриббл (Дэн Фоглер). Он получился почти живым и при этом катастрофически неестественным. Однако супердинамичный сюжет, богатый арсенал всяких технических штуковин, погони и лазерные пестики довольно быстро отвлекут детей от эстетических неудобств.

Режиссер и сценарист фильма Саймон Уэллс -- правнук писателя Герберта Уэллса, -- как указано в биографии, родился и вырос в английском Кембрижде. Мы вправе ждать от него хорошего культурного багажа. И в фильме он имеется. Возможно, Уэллс даже читал про Карлсона – вначале Гриббл неверятно смахивает на лучшего в мире спасителя мам.

Опять же присутствует прямая педагогическая выгода от «Тайны Красной планеты» (которая в оригинале называется «Марсу нужны мамы», кстати) – теперь всегда можно пригрозить: «Если не будешь есть, улечу на Марс».

Но если попытаться осмыслить все увиденное с точки зрения взрослого зрителя, то получается довольное странная картина. Сначала кажется, что историю эту придумала какая-то оголтелая феминистка – так вот отправить придурковатых мужчин на свалку за ненадобностью может только довольно решительная женщина. Потом начинает возникает ощущения, что это отчаянный жест какого-то потерпевшего мужчины – царство женщин показано как общество без любви, цветов и улыбок. Одна муштра и дисциплина. Но, слава богу, выяснилось, что сценарий Уэллс-младший писал вместе со своей женой Венди. Так что, если и есть здесь какой-то сексизм, то, по крайней мере, обоюдный. Унисекс, как говорится.

Полная версия