Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Российские аниматоры расширили сознание

Хитом завершившегося анимационного фестиваля в Суздале стал расширяющий сознание пальчик. Юрий Борисович Норштейн получил приз за лучший дебют, а победил фильм про первые сексуальные переживания.

XVI Открытый российский анимационный фестиваль подвел итоги. В этом году жюри состояло из юных девушек-режиссеров, может быть, поэтому они выбрали из всех претендентов (а программа в этом году была довольно сильная) самый мальчиковый фильм, чувственный «Подарок» екатеринбургского режиссера Михаила Дворянкина. Тут надо сказать, что Дворянкин работал художником и аниматором в фильме «Девочка-дура» Зои Киреевой, а режиссер Киреева в «Подарке» отвечала за изобразительное решение. Можно сказать, что «Подарок» - это вторая серия «Девочки-дуры». Герои из советского детского сада перешли в советскую школу, а вместо Аллы Пугачевой звучит группа «Мираж». Как и у Киреевой, у Дворянкина есть щемящая точность фактуры. Мужской вариант воспоминаний о детстве и воспитания чувств знакомы каждому, вне зависимости от того, в каком городе и в какое время вы готовили свой первый подарок. Выбор, что и говорить, отличный.

Может быть, есть рациональное зерно в рассуждениях, что было бы правильнее дать «Подарку» приз за лучший дебют. Но старожилы еще помнят, как несправедливо в 2007 году «Девочку-дуру», которая получила абсолютно все зрительские симпатии (а потом и награды других фестивалей) оставили в Суздале без официальных призов. Так что победа «Подарка», может быть, отчасти попытка загладить прошлую ошибку.

Приз за лучший дебют тем временем получил, как ни странно, Юрий Борисович Норштейн, который впервые за свою долгую жизнь в анимации выступил как исполнитель песен и закадрового текста в фильме «Дедушкин валенок» (реж. Октябрина Потапова). Некоторых профессионалов это игривое решение жюри покоробило. Но в прошлом году, когда в жюри заседали не «до неприличия юные» девушки-режиссеры, а матерые профи средних лет, нареканий к их решениям было куда больше.

Призы и наградыГран-При фестиваля: «Подарок», реж. М. Дворянкин. За лучшую режиссуру: «Бумажные узоры», реж. М. Тумеля. За лучшую драматургию: «Шатало», реж. А. Демин...

А вот фильм, который стал очевидным негласным фаворитом фестиваля «Девочка, которая порезала пальчик» отмечен лишь специальным призом жюри с формулировкой «За расширение сознания». Виртуозная, остроумнейшая пластилиновая работа пилотовского режиссера Эдуарда Беляева по мотивам эскимосских сказок не только расширила зрительское сознание (чему, конечно, способствовал и закадровый голос Николая Дроздова), но и существенно раздвинула профессиональные горизонты. Фильм занял четвертое место в профессиональном рейтинге, анонимном голосовании аккредитованных на фестиваль журналистов и кинематографистов. «Пальчик» опередили: «Подарок» (3-е место), студентка Александра Петрова с замечательным фильмом «Еще раз» (2-е место). А победил фильм Алексея Демина «Шатало» (жюри поощрило его призом за лучшую драматургию). Получая награду, режиссер поделился: «Надеюсь, зритель почувствовал, какое это было счастье -- работать с прозой Юрия Коваля». Да-да, именно чувство счастья и передается с экрана.

А мы спросили у Лизы Скворцовой, режиссера «Колыбельных мира», члена жюри XVI Открытого российского анимационного фестиваля, каким был с ее точки зрения этот год в российской анимации: «Впечатление от фестиваля очень приятное, много хороших работ. Отличная студенческая программа. Впрочем, студенты всегда радуют, может быть, в силу своего возраста, они более живые, и их работы очень яркие эмоционально. Если говорить конкретно о фильмах, понравился «Воробей, который умел держать слово» Дмитрия Геллера - своим мастерским сочетанием двух- и трехмерных технологий (приз за «Лучший фильм для детей». – Infox.ru). Ну конечно, «Подарок» Михаила Дворянкина. Очень хороший цикл - «Сказки старого пианино», в частности, фильм «Сергей Прокофьев» (Ю. Титова и Д. Суринович, приз «За лучшее изобразительное решение». – Infox.ru), где художественное воплощение высочайшего класса сочетается с образовательной функцией. Вообще, познавательность, кажется, очень идет российской анимации, которой свойственна мягкость, атмосферность, авторский подход. Но прослеживаются и очень, на мой взгляд, неприятные тенденции - засилье православной тематики. Такие фильмы, которых на фестивале было как-то очень много, сделаны настолько плохо, что могут только отвратить зрителей от религии вообще. А ведь эту тему можно раскрыть тонко. Что далеко ходить - есть же «Рождество» Михаила Алдашина. А вот что действительно потрясло воображение - это фильм «Девочка, которая порезала пальчик». Мы его так и назвали - «Пальчик, расширяющий сознание»».

Увидеть наиболее яркие работы, показанные в Суздале, и обсудить их с лучшими аниматорами можно на показе «Наша анимация» 2 марта в кинотеатре «35 мм». Начало в 19.30.

Полная версия