Москва
3 января ‘25
Пятница

Оскаровская речь Колина Ферта

На экраны выходит фаворит гонки за «Оскар», выдвинутый по двенадцати номинациям фильм «Король говорит!». Историко-логопедическая драма рассказывает о жизни британского монарха Георга VI, страдавшего от заикания и неуверенности в себе.

Принц Йоркский Альберт, а для близких просто Берти, с детства заикался. Когда он рассказывал дочкам (одна из них - будущая королева Елизавета II) сказки про заколдованного пингвина или болтал со своей женой, или кричал на зарвавшихся подданных, все получалось нормально. Но стоило только ему попытаться обратиться к английскому народу или начать возражать старшему брату (Гай Пирс), будущему королю, он не мог выдавить ни звука.

Не то чтобы Альберт сильно рвался на престол, но жизнь принца принадлежит монархии, родина скажет: «Надо», - значит, надо занять трон, будь ты хоть немым. И вот как раз родина позвала: папа умирает, законный наследник наплевал на английские приличия и затеял невозможный брак с дважды разведенной американкой. А на дворе начало 30-х, и тот немецкий парень, что с косой челкой, хоть и говорит на непонятном языке, но, судя по тому, как толпа его слушает, говорит очень складно.

Чтобы не остаться в истории под именем Король-заика, Берти соглашается на экстравагантные меры и обращается за помощью к подозрительному логопеду, которого нашла его энергичная жена (Хелен Бонем Картер). Лайонел Лог (Джеффри Раш) не столько лечит, сколько раздражает: фамильярничает, называет его величество запросто Берти, задает неуместные вопросы про детство и лезет в государственные дела. Но каким-то образом этот австралийский актер-неудачник, в отличие лучших дипломированных специалистов, к которым до этого обращался Альберт, заставляет его говорить. Вот почему принц злится, но ходит на идиотские занятия в странную квартиру без мебели, возит этого проходимца с лицом комедианта на самые ответственные мероприятия и сажает в ложу королевской семьи. В детстве Берти приходилось терпеть похожие мучения, когда надо было носить железные пластины, чтобы выпрямить ноги.

На самом деле Лог открыл одну важную вещь: всем его пациентам мешает страх. Несчастному принцу сложнее других. Он, как тот заколдованный пингвин, оказавшийся во дворце. Но после серьезной внутренней работы робкий Берти превращается в короля Георга VI, ставшего одним из самых влиятельных британских монархов. Он произносит почти без запинки пламенное обращение к народу, и народ, вдохновленной этой речью, сплачивается перед лицом внешнего врага. Это не спойлер, а реальная английская история.

Как всякий классический английский фильм, «Король говорит» построен на актерском поединке. В данном случае и Колин Ферт, исполняющий роль короля с психологическими проблемами, и Джеффри Раш, который идеален в роли австралийского фрика с задатками гения, справляются безупречно. Не то, чтобы они были, как Дживс и Вустер, а звучат и такие сравнения, но вполне достойно. Не отстает от них и волшебная Хелен Бонем Картер, которая в фильме сыграла ту же роль, которую ее героиня исполнила в жизни - без нее Георг VI не стал бы тем, кем стал.

Сама по себе логопедическая история столь мучительна, что блестящая актерская работа это мучение только усугубляет. Возможно, потому, что режиссер Том Хупер до этого слишком долго занимался телевизионными сериалами (при всем уважении к славной традиции британского сериала), а здесь ему пришлось ужать все переживания в сравнительно компактный формат. Но концентрация душевных и физических терзаний в фильме явно превышает санитарную норму, необходимую для донесения незамысловатой мысли: страх - это очень плохо, особенно если ты король. Впрочем, судя по тому, какие высокие оценки, награды и кассовые сборы получил «Король говорит!», все эти страдания были не напрасны (как и в другом оскаровском фаворите, «Черном лебеде»). Видимо, людям нужно время от времени убеждаться в том, что все несовершенны, даже короли и балерины.

Полная версия