Москва
6 ноября ‘24
Среда

Вуди Аллен – самый добрый невротик на свете

Сбрендивший старикан, бездарный писатель, медиум и слезливая старушка пытаются изменить свою жизнь. В своем новом фильме «Ты встретишь таинственного незнакомца» Вуди Аллен доказывает старую мысль, что на свете счастья нет, но иногда его можно заменить иллюзиями.

В картине «Ты встретишь таинственного незнакомца» Вуди Аллен после довольно долгого перерыва обращается к своим старым знакомым - неудачникам интеллектуального труда. Только теперь, вместо манхэттенских, они лондонские, что добавляет героям немного чопорности, но сохраняет в неприкосновенности внутреннюю дурь. Покинув четыре фильма назад (начиная с «Матч-пойнта») свой родной Нью-Йорк, Вуди Аллен, похоже, не собирается туда пока возвращаться. И ветер странствий все еще идет 75-летнему мастеру на пользу.

Перед нами разворачивается жизнь одной семьи, в которой каждый застигнут в переломный момент. Первым сошел с рельс глава семейства Алфи (Энтони Хопкинс). Он бросил свою решившую вдруг состариться жену Хелен (Джемма Джонс) и принялся вести жизнь тридцатилетнего. Фитнес, солярий и виагра закономерно довели его до желания жениться на грудастой блондинке (отличная Люси Панч), якобы бывшей актрисе. По поводу ее актерского прошлого Салли, дочь Алфи (Наоми Уотс), заметила, что единственная роль новой отцовской пассии - имитация оргазма. И, разумеется, была недалека от истины.

Но и сама Салли не особо удачно устроилась. Ее брак с Роем (Джош Бролин) нельзя назвать благополучным. Вообще-то он - врач без лицензии, но однажды написал роман, который прошел по разряду многообещающих. В данный момент 38-летний беллетрист тщетно пытается соответствовать ожиданиям и страдает над четвертым произведением. Муки творчества скрашивает незнакомка в красном, которая маячит в окне напротив и не имеет привычки задергивать шторы. Счета, тем временем, оплачивает теща, которая не слишком деликатно подчеркивает это всякий удобный и неудобный раз.

Салли, поняв, наконец, что от писателя-мужа толку мало, устраивается в модную художественную галерею, где работа дипломированного искусствоведа заключается в том, чтобы носить обеды начальнику. Но, учитывая, что босс (Антонио Бандерас) находится на грани развода, должность его помощницы открывает неплохие перспективы.

Тем временем Хелен (мать Салли, теща Роя и бывшая жена Алфи), квочка с вечно красными от надвигающейся слезы глазами и со склонностью к суициду, находит себе свою радость. Через массажистку она знакомится с гениальным медиумом. Чуткая женщина не только наливает Хелен херес и выслушивает подробные истории о ее семейных неурядицах, но и видит ее будущее насквозь. В частности, она совершенно верно предсказала провал нового романа зятя и пообещала, что Хелен вскоре встретит таинственного незнакомца.

Вуди Аллена почему-то принято называть невротиком, циником и пессимистом. Видимо, некоторые слишком всерьез воспринимают его высказывания о жизни и о себе. Но разве мог бы циник-пессимист, да еще в преклонном возрасте, снять волнующую мелодраму «Вики, Кристина, Барселона»? А в «Незнакомце» становится особенно ясно, что Аллен - добрейшей души режиссер, который как никто другой умеет подарить своим героям радостные переживания. Хоть и ненадолго.

Ну да, пусть все участники истории под названием «Ты встретишь таинственного незнакомца» - жалкие, смешные, нелепые и раздражающие неудачники, которые из-за своего врожденного идиотизма иной раз поступают не просто глупо, но и гнусно. Но, во-первых, они такие же, как и мы все, чего уж тут. А во-вторых, каждый из них в какой-то момент своего никчемного существования действительно принимает решение изменить все и зажить правильно, осмысленно и счастливо. И Аллен щедро дает зрителю возможность ощутить это острое мгновение. Заранее ясно, что в его ленте, как и в реальности, кончится все плохо, и что, как правило, на свете нет ни счастья, ни покоя, ни воли. Единственный герой, которому режиссер разрешает остаться со своими иллюзиями, - это Хелен. А как можно разубедить женщину, которая узнала, что в прошлой жизни она была Жанной д’Арк?

Полная версия