Советский комикс про зайчиков и пионерчиков
На выставке, посвященной 55-летию «Веселых картинок», можно не только увидеть лучшие рисунки из легендарного издания, но и проникнуться духом творческой свободы, которым дышал этот детский журнал, собравший самых талантливых и смелых советских художников и писателей.
Первый номер журнала «Веселые картинки» вышел в 1956 году, такой ранний росток оттепели. По меньшей мере три поколения россиян вырастил элегантный Карандаш, чей красный обериутский бант, нездешний бархатный берет и палитра сразу дают понять, что перед нами свободный художник, космополит и эстет.
Мало кто, конечно, в детстве задумывался о том, что держит в руках чуть ли не единственный советский журнал, который не подвергался обязательной «литовке», то есть цензуре. Что «первые советские комиксы» были нарисованы художниками, которые в своем «взрослом» творчестве назывались «авангардистами», некоторые «нонконформистами», а иные и «антисоветчиками». Что и по форме, и по содержанию «Веселые картинки» были одним из самых прогрессивных изданий своего времени.
А все это было именно так. Надо добавить, что в период расцвета – 70-е годы -- детский юмористический журнал в картинках выходил тиражом в 9 150 000 экземпляров. Сегодня такую аудиторию представить себе вообще невозможно. Причем, в отличие от «обязательных» изданий, типа «Пионерской правды», «Веселые картинки» выписывали добровольно и изучали всей семьей. Так что на самом деле у журнала было куда больше девяти миллионов благодарных читателей.
Первым главным редактором «Веселых картинок» был замечательный «крокодильский» карикатурист Иван Максимович Семенов, заядлый спортсмен и искатель приключений, что сказалось и на авантюрном, познавательном духе журнала. За творческий нонконформизм в «Веселых картинках» отвечал художественный редактор Виталий Стацинский. Он мечтал сделать из юмористического журнала высокохудожественное детское издание, впитавшее лучшие традиции детской иллюстрации дореволюционного времени и, конечно же, 20-30-х годов, когда детская книга была полем для экспериментов. Кстати, именно Стацинский придумал «Клуб веселых человечков». Есть мнение, что Самоделкин, Петрушка, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Дюймовочка и герой антифашистского чешского подполья Гурвинек пародировали серую советскую действительность с ее бесконечными заседаниями, съездами и собраниями.
Журнал, который издавался под эгидой ЦК ВЛКСМ, привлекал к сотрудничеству авторов, работать с которыми не решалось ни одно «большое» издательство. Например, сюда пришел только что вернувшийся из лагерей художник Константин Ротов (и сразу попал в историю, нарисовав описанного на утреннике мальчика). Детскому журналу со слишком веселыми картинками многое сходило с рук. Но довольно часто вольницу приходилось отстаивать. Вот как позже вспоминал Стацинский это время: «Раз в три месяца нас вызывали в ЦК комсомола. Как-то назревал очередной скандал, и мы решили позвать с собой Агнию Барто, но она сказала, что занята. Семенов сказал: «Виталий, самый надежный — это Михалков. Звони». А Сергей Владимирович был членом редколлегии, печатал у нас какие-то стихи. Пришел. Немножко с опозданием. Начал заседание такой Пустынин из «Крокодила»: вот, детский журнал при ЦК комсомола, а что творится — в номере 15 собачек, 26 кошечек, всякие лягушки, мышки, а пионеров почти нет. И вдруг Сергей Владимирович, как всегда, заикаясь: «А я считаю, что журнал очень хороший. И если там будет 26 хороших мышек, зайчиков и петрушек, это лучше, чем 25 плохих пионерчиков!»
В разные годы с «Веселыми картинками» сотрудничали: Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Борис Заходер. Журнал не боялся открывать и новые имена: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Андрей Усачев, Виктор Драгунский. С «Картинками» работали видные мультипликаторы: Владимир Сутеев, Эдуард Назаров, Владимир Зуйков и даже начинающий режиссер Александр Митта. Союз с кинематографистами здесь был совсем не просто так: хотя мало кто из советских читателей знал слово «комикс», но внутри редакции истории в картинках с коротким подписями назывались именно так. Разумеется, основной костяк редакции составляли художники-графики. И не только детские.
В 1977 году «Веселые картинки» возглавил замечательный художник, путешественник и романтик Рубен Варшамов. С ним в журнал пришли новые «нонконформисты»: Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский. Работа в детских издательствах давала неофициальным по своей основной деятельности художникам возможность «легализоваться». А советские дети получили отменных иллюстраторов.
На выставке, посвященной некруглой, но красивой дате – 55 лет, выставлено около 280 рисунков из «Веселых картинок», начиная с 1956 по 2000 год. Кроме огромного эстетического наслаждения и ностальгической нежности, эти иллюстрации дают возможность увидеть, как мир современного ребенка отличается от мира, в котором жили его родители. И в этом новом мире, очевидно, чего-то не достает. Может быть, какого-то ежемесячного комикса, который мог бы объединить девять с лишним миллионов детей.
Выставка «Веселые картинки» -- первый российский комикс» проходит в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу до 20 февраля.