Московские клубы захватят мультиинструменталисты и экспериментаторы
Трио из Гамбурга шифруется. Швейцарский битбоксер прикидывается Томом Уэйтсом. «Овал» еле слышно прервет девятилетнее молчание. Злые цирюльники лабают агрессивный хип-хоп, а плодовитый экспериментатор -- лучший прогрессив-рок последних лет.
Wareika (Германия)
Название группы будто отсылает к некоему персонажу древнеславянской мифологии, а в действительности так называется холм на Ямайке – священный для местных жителей. Музыка трио полна эклектики: фортепиано, духовые, ритм-гитара, разнообразная перкуссия, синтезаторные трели и вокал складываются то в даб, то в диско, то в теплый меланхоличный дип-хаус, то в карнавальный балканский бит. К тому же, каждое живое выступление уникально: «в каждом треке у нас есть какие-то ключевые моменты, когда мы знаем, что именно прозвучит дальше. Но если вы сравните записи наших живых выступлений, вы увидите, что одни и те же вещи каждый раз звучат по-разному, и даже имеют разную длительность», – говорят об этом сами музыканты. Кстати, только в этом году у группы вышло уже два полноценных концептуальных альбома.
«Шанти», пятница, 19 ноября, 20.00
Hildegard Lernt Fliegen (Швейцария)
В перерывах между песнями на концертах вокалист Hildegard Lernt Fliegen («Хильдегард учится летать») выдает такой битбокс, что мог бы на равных соревноваться с подростками в широких штанах и собирать миллионы просмотров на Youtube, если бы задался целью продвигать свой талант соответствующим образом. А пока его завораживающие имитации драм-машины и целого оркестра можно встретить на немногочисленных концертных видео или непосредственно во время живых выступлений. Сольной карьере Андреас Шерер предпочитает лавры швейцарского Тома Уэйтса. В инструментальном сопровождении пяти одногруппников: духовой секции, контрабасиста и ударника (музицирующего в том числе на печатающей машинке) они выдают что-то между салонным джазом и коллективной свободной импровизацией с отступами в кабаре и новую академическую музыку.
SQUAT Café, пятница, 19 ноября, 21.00 ArteFAQ, суббота, 20 ноября, 21.00 О.Г.И., воскресенье, 21 ноября, 21.00
Oval (Германия), Matsutake
В то время, как коллеги кропотливо вычищали свое звучание от любых шероховатостей, неровностей и несовершенств, Маркус Попп со товарищи самозабвенно царапали диски, писали на них фломастером, заклеивали изолентой. Так закалялся «глитч» – стиль, построенный на «эффекте поцарапанного диска», где композиции развиваются не плавно и поступательно, а строятся на череде резких и хаотичных смен ритма, а музыкальное полотно словно соткано из рваных фрагментов неправильной формы. Влияние Маркуса (в 1995-м под знаменами Oval остался он один) вышло далеко за пределы круга экспериментаторов-подпольщиков. Его идеями увлекались такие люди, как Бьорк и Мэтью Херберт. Еще одной отличительной особенностью Oval стало использование компьютеров, которые в тот момент считались дурным тоном. Мол, компьютерный звук – для тех, у кого нет денег на синтезаторы. Маркус же доказал, что компьютер – самостоятельный инструмент с огромным потенциалом, просто требующий совершенно иного подхода. Он не только использовал максимум уже существующих программных средств, но и создавал собственные. Эталоном такого подхода стал альбом «Ovalprocess» – Попп сначала создал одноименную программу, а затем записал при ее помощи альбом, не забыв приложить «софт» к CD-изданию. На все 2000-е Попп, на правах гуру, отошел в тень, словно наблюдая за тем, как будет расти и развиваться его детище, да и вся электроника в целом. Видимо, не все устраивает тихого немецкого экспериментатора, и первым альбомом за девять лет он решил вновь напомнить, каких ориентиров следовало бы придерживаться.
«Дом», суббота, 20 ноября, 20.00
Onyx (США)
Кое-где и сегодня можно встретить злую рожицу с подписью «Onyx». Загадочная для взрослых эмблема украшала футболки и балахоны миллионов подростков в 1990-х, а подростки, в свою очередь, украшали ей тысячи подъездов, скамеек и прочую городскую инфраструктуру. Бритые наголо цирюльники Fredro Starr, Sticky Fingaz и Big DS познакомились в конце 1980-х на почве любви к хип-хопу, а с 1990-го начали выплевывать свои агрессивные рифмы под продюсерским присмотром Jam Master Jay из Run D.M.C. Настолько агрессивные, что невольно задумываешься: как такие люди были допущены до работы с колюще-режущими предметами и химикатами? Успеха дебютного альбома 1993-го года с абсолютным хитом «Slam» им так и не удалось повторить и, не найдя своего места в постоянно меняющейся хип-хоп среде, к концу 1990-х Onyx невольно оказались в лагере заслуженных ветеранов жанра.
Milk, суббота, 20 ноября, 20.00
Omar Rodríguez-López Group (США)
Мультиинструменталисту, композитору, продюсеру, актеру и режиссеру Родригесу-Лопесу всегда было тесно не только в рамках одного амплуа, но и в рамках определенной музыкальной формации. Вернувшись в родной Техас из годичного странствия по Америке, наполненного дурманом опиатов, 20-летний Омар присоединяется к своей первой серьезной группе – шумным интеллектуалам от пост-хардкора At The Drive-In. Сюрреалистические тексты, неортодоксальные гитарные мелодии и непредсказуемые ритмические рисунки быстро породили культовый шлейф, который тянется до наших дней. Шесть лет спустя, когда коллектив все чаще стали называть «следующей “Нирваной”» и предрекать массовую популярность, группа распалась. Нисколько не унывая, вместе с вокалистом At The Drive-In и по совместительству другом всей жизни Седриком Бикслером-Завалой, Омар начинает претворять свои музыкальные фантазии в рамках The Mars Volta. Звучание слегка облегчилось, но тропинки безумной композиторской мысли Родригеса-Лопеса стали куда извилистей и теперь включали прогрессив-рок, краутрок, джаз, хард-рок, латиноамериканские элементы. Впрочем, это тот самый случай, когда никакие стилистические рамки не способны дать представление о музыканте.
«Точка», воскресенье, 21 ноября, 19.00