Инженерное шоу в Большом театре
На основной сцене 3 ноября была установлена последняя, седьмая ступень сценической платформы. Монтаж сложнейшего двухъярусного механизма закончен. Подрядчики заявляют, что работы по реставрации вышли на финишную прямую. Похоже, самый скандальный долгострой последнего времени все-таки закончится в октябре 2011 года.
Генеральный подрядчик реставрационных работ Большого театра инвестиционная группа «Сумма Капитал» пригласила журналистов понаблюдать, как идет монтаж самого последнего элемента подъемно-опускных площадок нижней механизации. Звучит сложно, но и само техническое решение новой сцены Большого театра обещают сделать беспрецедентно передовым даже не для России, а для мировой практики. Над этим работает несколько компаний, которые ранее модернизировали ведущие сцены мира, например, Ла Скала и Ковент-Гарден. В Москве они обещали учесть ошибки, собрать весь предыдущий опыт и сделать даже лучше.
Семь автономных платформ смогут менять конфигурацию сцены, подчиняясь самым смелым идеям постановщиков. Появится возможность трансформировать сцену под различные уровни наклона и звукопоглощения, для оперы или балета, а также придавать ей любой рельеф и глубину, меняя все это прямо во время представления. Оркестровая яма станет больше. Там смогут поместиться 125 музыкантов, что позволит исполнять самые сложные произведения, скажем, Вагнера, требующего большой оркестровый состав. А зрительный зал меньше – теперь в нем будет 1700 мест, как и было задумано архитектором Кавосом, вместо 1900, как в советское время. Изменения, которые произошли с театром за последние 100 лет, привели к тому, что один из самых лучших в смысле акустики театров отодвинулся, по экспертным оценкам, за пятый десяток.
«Уникальная акустика была утрачена 100 лет назад, -- рассказывает представитель генерального подрядчика, комании «Сумма Капитал» Михаил Сидоров. -- Альберта Кавоса, как известно, позвали в 1856 году восстановить театр после пожара потому, что он был гением акустического решения. Несмотря на несколько пожаров, он рискнул. По тогдашней инструкции театры должны были строиться с металлическим потолком. Кавос отказывается от этого и делает потолок деревянным. Получается, что зритель оказывается внутри музыкального инструмента. Это дало возможность слышать шепот на сцене».
[fg]
Кавос написал в своих воспоминаниях: «Это крепость может быть несгораема, а театр сгореть может». «Он создал пространство зрительного зала и сцены таким образом, что оно напоминает струнный инструмент, скрипку, -- продолжает Михаил Сидоров. -- Отделывает стены резонансной елью, пол кладет на специальную воздушную подушку. Даже музыкантов сажает на барабан, чтобы звук отражался. Все ложи и даже колоссы под императороской ложей были отделаны папье-маше. Гипс исключался полностью. Звук становится великолепным, лучшим в мире. Но потом наступают тяжелые времена. Театр постоянно перестраивают. В конце XIX века через зал проходит трещина. Он, по сути, начал разваливаться. Его обратно склеивают и начинают ремонтировать. Акустическая ель заменяется простой фанерой и досками, папье-маше -- гипсом. Пол бросили на основание. Барабан просто залили цементом, не поняв, зачем он вообще нужен. Вскрыли, увидели пустоту, подогнали несколько машин и вылили цемент».
Представитель генподрядчика пообещал, что сейчас делается все, чтобы вернуть те архитектурные, инженерные, творческие решения, которые были у Кавоса (включая акустическую ель), чтобы звук вернулся и Большой театр вновь стал одним из лучших в мире. «Наша задача -- вернуться не в двадцатый, а в девятнадцатый век, -- подчеркивает Михаил Сидоров. -- При этом технически соответствовать двадцать первому».
Реставраторы должны убрать весь неудачный новодел, восстановить все, что сохранилось со времен Кавоса, а утраченные элементы воссоздать из аналогичных материалов с использованием аутентичных технологий. Уже вернули чугунные галереи, которые в советские времена были демонтированы из-за дорогостоящего ремонта. Буквально на днях начнется сборка знаменитой люстры. Реставрация каждого элемента (а это 15 видов хрусталя и стекла) уже закончена в мастерских.
Три года на станках, аналогичных старинным, ткали уникальную жаккардовую ткань, которой были обиты ложи – маленький кусочек оригинала был случайно найден в стене. На единственной в своем роде бумажной фабрике, сохранившейся на Алтае и работающей по архаичной технологии, были изготовлены элементы декора из папье-маше. Скоро начнут украшать интерьер позолотой. Всего здесь работают больше 1000 реставраторов, и каждый в своей области -- редкий специалист.
И, надо думать, к октябрю 2011 года Большой театр все-таки откроется грандиозным гала-концертом. И станет уникальным явлением не только в смысле акустики и машинерии, но и в смысле бережного, вдумчивого, профессионального отношения к реставрации.