Москва
20 ноября ‘24
Среда

Чему нас учат семья и школа

В прокат выходят «Одноклассники» -- беззубая семейная комедия с Адамом Сэндлером, сделанная по лекалам кооперативного российского трэш-кино 1990-х годов.

Когда-то пятеро школьных друзей выиграли важный по региональным меркам баскетбольный чемпионат. Тренер по-отечески пожелал героям и в дальнейшем так же уверенно побеждать на жизненном пути. Однако соблюсти тренерскую заруку смог разве только главный герой Ленни (Адам Сэндлер). Спустя тридцать лет он стал видным голливудским продюсером и еще в самом начале фильма говорит в телефонную трубку незримому собеседнику, что Брэд Питт и Джулия Робертс могут более на него не рассчитывать. Свершения остальных друзей куда менее очевидны. Кто-то сидит без работы, подвизаясь при жене, теще и детях на правах педантично третируемой домохозяйки. Кто-то живет с бабушкой — не в том смысле, что с родной бабушкой, а просто с очень пожилой и сексуально раскрепощенной дамой.

Наименее несчастным выглядит герой комика Дэвида Спейда, жизнелюбивый холостяк — но и он, по задумке авторов, заслуживает сочувствия. Хотя бы на том основании, что десятилетия, на протяжении которых человеку выносят мозг надоедливые домашние — это тяжелый, но в результате выгодный вклад в тот самый воспетый семейными психологами стакан обыкновенной воды, которой всем как будто хочется перед смертью. Со смерти новая комедия режиссера Денниса Дугана и продюсера Адама Сэндлера и начинается. Бывшие однокашники с семьями съезжаются в родной городок на похороны того самого тренера. Но воли слезам не дают, а напротив, сняв домик у озера, где ими в отрочестве было немало пережито, решают денек-другой порезвиться и тряхнуть стариной.

По законам Эйрамджана

Можно предположить, что на данной драматургической стадии вариант сценария «Одноклассников» (принадлежащий перу опять-таки Сэндлера), который был готов к моменту начала съемок, и заканчивался — с той оговоркой, что вот выедем на натуру, а дальше уж как-нибудь само пойдет. Похожего творческого метода придерживался на съемках своих комедий хитрый на выдумку мастер российского кинотрэша Анатолий Эйрамджан («Где находится нофелет?», «Агент в мини-юбке» и др.). Вписавшись по бартеру в морской тур по Адриатике, компания единомышленников в лице постановщика и его штатных артистов Михаила Кокшенова, Бориса Щербакова, Александра Панкратова-Черного и кооперативного секс-символа Екатерины Зинченко две недели приятно проводила время на лайнере, а заодно и снимала что-нибудь эдакое озорное про любовь. Продукт себя гарантированно окупал, благо, практически ничего не стоил.

80-миллионного бюджета «Одноклассников» Эйрамджану хватило бы на три фильмографии, в остальном же создатели картины, приятельствующие между собою со времен юмористического шоу Saturday Night Live, наследуют концепции старшего российского коллеги. В пересказе картина может выглядеть как озвученный не в первый раз, а потому без вдохновения, отчет о более или менее удавшемся отпуске. В субботу катались на тарзанке. Было здорово, но Эрик неудачно врезался в дерево, свалился и травмировал птичку. В воскресенье поехали в аквапарк. Было неплохо, но Эрик отлил в бассейн, вода окрасилась синим, все повыскакивали. Потом поплыли на лодках, и только Эрик начал отливать, как появилась яхта с симпатичными девчонками.

Бабушка надвое

Надо сказать, что чем тупее тот или иной комический эпизод, тем очевиднее напряженная и почти зримая, с лязгом и скрежетом, работа мысли, с которой сценарист этот эпизод из себя выдаивал. В предыдущем совместном проекте «Не шутите с Зоханом» Дуган и Сэндлер потешались над евреями и арабами, справедливо полагая, что если уж браться за эту рискованную тему, то лучше сразу отпустить вожжи и в вопросах этики ни в чем себе не отказывать. Но снимая ту картину, друзья-соавторы вряд ли, наверное, рассчитывали, что кассу ей сделают палестинцы и израильтяне. Тогда как в «Одноклассниках» объект для сатиры не самым удачным для творчества образом совпадает с целевой аудиторией комедии — это несущая деньги в кино по уикендам среднестатистическая американская семья. А с ней, как с любящей, но тяжкой на руку супругой (особенно если в этой руке в данный момент половник с раскаленным борщом), не забалуешь и лишнего за праздничным столом не схохмишь.

Посему, демонстрируя отчасти византийскую дипломатию, создатели фильма хорошо понимают, что когда бабушка дважды пукает (в «Одноклассниках» вообще все шутки, что как будто позабористее, из соображений доходчивости непременно повторяются дуплетом) — это смешно. А вот возможность, что один друг может переспать с совершеннолетней дочкой другого — это нам уже не подходит. Здравая мысль о том, что милосердия в мире заслуживают все без исключения, даже портившее вам кровь в школе быдло, на весь фильм, напротив, одна-одинешенька. Но следующий за этим тошнотворный выход Стива Бушеми, артиста видного, однако неразборчивого, достаточно ярок, чтобы отбить у вас желание искать в «Одноклассниках» какие-либо самые захудалые плюсы.

Полная версия