Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Интригующая десятка конкурса «Перспективы»

В отличие от довольно традиционного основного конкурса «Перспективы» Московского кинофестиваля обычно славятся живостью, а иной раз и радикальностью. В этот конкурс попадают не только дебютные картины, что само по себе располагает к открытиям, но и работы уже известных режиссеров, которые вдруг решили выступить в какой-нибудь неожиданной для себя ипостаси.

Далеко не всегда, разумеется, реальность соответствует ожиданиям, иной раз контрабандой пролезают картины, далекие от новаторства и лишенные каких бы то ни было перспектив. Но бывает и так, что «Перспективы» получаются куда интереснее основной конкурсной программы.

Так было, например, в прошлом году, когда здесь показали несколько будущих прокатных хитов. Это, конечно, японско-канадско-российское аниме про пионеров-героев «Первый отряд». И удивительная «Луна» -- олдскульная фантастика, снятая Данканом Джонсом, который оказался еще и сыном Дэвида Боуи.

Однако главная ценность этого конкурса в том, что в его рамках можно увидеть фильмы, которые вряд ли попадут в прокат и даже в интернет. Радость зрителя, выбравшего среди всего разнообразия фестивальных программ «Перспективы», сравнима с азартом путешественника. Причем это путешествие и вширь, по неизведанным кинематографическим территориям, и, разумеется, вглубь, в поисках нового киноязыка.

Например, в прошлом году на «Перспективах» можно было увидеть отличную турецкую псевдодокументальную комедию «Путешествие на Луну» и экспериментальную работу голландского видеоартиста «Последний разговор». А еще -- драму про чилийского гомосексуалиста «Измена» и романтическую норвежско-армянскую историю «Сплетенные параллели».

Где еще такое покажут? Не говоря уж о победителе прошлых «Перспектив» -- грузинской драме «Зона конфликта». Тогда жюри проявило незаурядную мудрость, выбрав среди ярких конкурентов именно эту жутко неполиткорректную с официальной точки зрения и очень правильную -- с человеческой картину.

Кстати, о жюри. В этом году оценивать конкурс «Перспективы» будут три видных деятеля киноискусства. Возглавит бригаду судей английский режиссер Джон Ирвинг, больше известный, впрочем, по своим голливудским работам: боевикам "Без компромиссов" с Арнольдом Шварценеггером и "Ближайший родственник" с Патриком Суэйзи и военной драме о Вьетнаме «Высота «Гамбургер». Сейчас неравнодушный режиссер работает над фильмом «Грязная война» о балканском конфликте.

Сергей Овчаров в последнее время нечасто радует нас своими неординарными фильмами -- в 2008 году после большого перерыва он показал на ММКФ эксцентричный «Сад». В начале 2000-х Овчаров увлекался анимацией (его мультипликационные ленты «Фараон», «Подвиги Геракла» и «Сочинушки» больше известны западной фестивальной публике), а в последнее время он больше занят преподавательской деятельностью. Но свое слово в кино мастер уже сказал: его «Небывальщина», «Левша» и «Барабаниада» и по сей день самые авангардные произведения современного отечественного кинематографа.

И наконец, третий член жюри -- красавица Каролина Грушка. Молодая польская актриса хорошо знакома российскому зрителю. В 2000 году она сыграла капитанскую дочку в фильме «Русский бунт» Александра Прошкина, затем снялась в «Августе 44-го» Михаила Пташука. А потом Грушку потянуло на эксперимент -- в 2009-м она снялась в вырыпаевском «Кислороде», прочитав с нежнейшим акцентом рэп о любви и смерти.

Что касается фильмов, отобранных для «Перспектив» этого года, то пока можно сказать только, что их десять. Они сняты кинематографистами из Боснии, Голландии, Германии, Кубы, Татарстана, Польши, Швеции, Великобритании, США и Чили. Географический размах обещает хотя бы разнообразие. А более подробно о каждом фильме Infox.ru будет рассказывать по мере их поступления.

Полная версия