Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Большой европейский транзит «Медиа Форума»

Самая экспериментальная площадка ММКФ открывается с 19-го и проработает до 23 июня. XI «Медиа Форум» — специальная программа, которая исследует взаимосвязь кинематографа и современного искусства.

«Медиа Форум» существует на кинофестивале с 2000 года. Тогда стало очевидно, что новые формы экранного искусства, связанные со стремительно развивающимися технологиями, требуют осмысления и определения их места в кинокультуре.

Кино умерло! Да здравствует кино!

Можно найти массу примеров связей медиаискусства и кино. Наверное, одним из самых запоминающихся был проект знаменитого Питера Гринуэя, который приехал на ММКФ в 2008 году не в качестве классического кинорежиссера, а в качестве участника «Медиа Форума». Художник, который долгие годы экспериментировал в кино и добился на этом поприще очевидного успеха, с наслаждением констатировал смерть важнейшего из искусств. В своем мультимедийном перформансе «Чемоданы Тульса Люпера», который он представил тогда изумленной московской публике, он цинично расчленил и препарировал девятую музу. Но есть немало примеров и обратного движения. Да, хотя бы в этом году сразу несколько видных видеохудожников выступили в качестве кинорежиссеров.

В этом ряду, конечно же, нашумевшие «Женщины без мужчин» -- работа иранской видеохудожницы Ширин Нишат, получившая на последнем Венецианском фестивале «Серебряного льва» за режиссуру. И совсем недавний фильм знаменитой художницы и фотографа Сэм Тейлор-Вуд про Джона Леннона, за который она тоже успела получить несколько кинематографических наград.

Transitland

Самым масштабным событием «Медиа Форума» этого года станет «Транзитлэнд» -- представительное собрание видеоарта стран Восточной Европы за последние двадцать лет. В рамках этой программы в Музее современного искусства организована выставка.

Программа XI «Медиа Форума» ММКФ19 июня, суббота. Московский музей современного искусства: 20.00 — Открытие выставки Transitland — видеоарт Восточной и Центральной Европы за двадцать лет: со времени падения Берлинской стены и до 2009 года.
Готовятся показы и мастер-классы участников проекта в «Гараже». Состоится также дискуссия, в ходе которой художники, кураторы, искусствоведы и критики будут рассуждать на тему «Видеоарт со времен падения Берлинской стены». Кстати, тема переосмысления бывшим «соцлагерем» своего прошлого в этом году присутствует и в других фестивальных программах.

Гари Хилл

Хедлайнером нынешнего «Медиа Форума» можно назвать пионера видеоарта, американского художника Гари Хилла. Отец-основатель медиаискусства, можно сказать, его классик, он начал свои эксперименты еще в 1974 году. В 80-х он увлекся синтезом слова и изображения, обратился к философии текста. «Медиа Форум» обещает наиболее полно показать его творчество. Для чего готовится целый ряд мероприятий: выставка в GMG Gallery, показ видеоподборки лучших произведений и главное -- мастер-класс художника в «Гараже» (20 июня в 20.00).

JODI

Если Гари Хилл исследует конфликт предметной среды и человеческой коммуникации, то дуэт нидерландских художников под названием JODI увлечен бытованием человека в виртуальной среде. Они тоже своеобразные пионеры. Именно Джоан Хемскерк и Дирк Пасманс придумали превратить всемирную сеть в искусство, то есть net.art. 19 июня в «Солянке» они проведут вечеринку, которая и откроет XI «Медиа Форум».

А на следующий день в рамках мастер-класса в Центре современной культуры «Гараж» художники покажут свои знаменитые остроумные эксперименты, попортившие в середине 1990-х годов хрупкую психику изрядного числа интернет-пользователей. А также расскажут о поиске новых форм визуального языка через использование программного обеспечения и компьютерных игр.

Медиаарт-вечеринки

По вечерам на «Стрелке» и в «Солянке» будут крутить работы призеров лучших мировых фестивалей: Transmediale, PIXEL, Ars Electronica, Japan Media Art Festival. Директор фестиваля PIXEL Гисли Фройсланд, куратор «Арс Электроники» Бьянка Петшер и куратор «Трансмедиале» Маркус Хубер представят лучшие, по их мнению, проекты и расскажут, что вообще это такое -- современное мультимедийное искусство. И каким образом все это отразится в кино.

Полная версия