Зачем русские носят валенки, как переправить молдавскую кашу через границу и что получится, если венгерский гимн спеть на мотив румынского. Работы медиаартистов из стран, которые принято называть «бывшим соцлагерем», -- больше, чем просто художественное высказывание. В этом можно убедиться благодаря проекту TransitLand.
Центральным событием «Медиа Форума», самой авангардной программы Московского кинофестиваля, в этом году станет интернациональный проект «Транзитленд» (TransitLand).
Придуман и осуществлен он стараниями художественных институтов нескольких стран, которые когда-то находились по одну сторону «железного занавеса», а ныне с разным успехом пытаются стать частью единой Европы. Софийский Центр современного искусства «ИнтерСпейс», Берлинский фестиваль цифрового искусства «Трансмедиале» и венгерский «Музей Людвига» объединили усилия и собрали самый представительный архив видеоарта Центральной и Восточной Европы за прошедшие двадцать лет. С 1989 года – года падения Берлинской стены, и до 2009 года, когда выражение «соцлагерь» уже стало безусловным анахронизмом.
Лагеря этого давно нет, часть государств, которые когда-то в него входили, существенно изменили свои границы, названия или вовсе исчезли с карты. А вот особое «постсоветское» художественное пространство, как оказалось, осталось. Около ста работ, отобранных жюри из всего того, что было создано за эти годы, для проекта «Транзитленд», доказывают: несмотря на уникальность каждого высказывания, всех объединяет что-то общее. Перед нами коллективная, эстетизированная история, ценнейший документ эпохи. Портрет целого поколения, которое родилось в одном, а выросло совсем в другом мире.
Катти Рэй Хоффман, независимый куратор и один из членов жюри проекта, сформулировала это так: «Эти символические, импрессионистские, журналистские, субъективные, нарративные, информационные, юмористические и, главным образом, политические работы проекта «TransitLand» передают идею перехода, изменения… Сейчас мы рассматриваем эти работы как окно в реальность новой Европы…»
Как товарищ товарищу
Одной из самых показательных для проекта «Транзитленд» стоит признать работу албанского медиахудожника Анри Сала под названием «Интервью (в поиске слов)». У 26-минутного видеосюжета долгая предыстория. В 1997 году Сала, обитавший к тому моменту в Париже, вернулся в родную Тирану. В квартире, где жила его семья, он обнаружил старую кинопленку -- репортаж с конгресса Коммунистической партии: сотни албанских коммунистов аплодируют стоя своему лидеру -- большому другу Сталина Энверу Ходже. Среди них была и мать героя. Она даже произнесла в камеру небольшую взволнованную речь. Но вот беда -- запись была без звука. Для того чтобы понять, что так искренне говорила коммунистам его мать, Анри использовал интернат для глухонемых. «Я не могу в это поверить», -- признается женщина в 1998 году, когда видит расшифровку своих слов. Эту гамму ощущений: удивление, стыд, непонимание, гнев, оправдание своего прошлого -- наверняка поймет каждый, кому выпало жить в эпоху перемен.
20 июня албано-французский медиахудожник Анри Сала проведет мастер-класс в «Гараже».
Маре Тралла, известная также как Отвратительная девчонка (Disgusting Girl), тоже прописана сразу по двум адресам – Эстония и Великобритания (тоже новая реальность единой Европы). В основе ее очень ироничной работы «Валенки» (2000) лежит антисоветский анекдот времен «холодной войны»: «Зачем русские носят валенки? Чтобы тихо прокрасться мимо американцев». Художница провела эксперимент, в результате которого стало очевидно, что бывшие советские люди остаются незаметными и в валенках, и без оных. Довольно быстро выходцы из СССР научились быть своими в стане бывшего врага.
А вот европейский путь молдавской еды оказался куда более тернистым. Художник Павел Браила проследил путь сумки, наполненной домашней вкуснятиной, которую наготовила его молдавская мама. Еда двигалась по тому же пути, что и другие иммигранты, ищущие лучшую долю («Евролайнс кейтеринг, или Кухня тоски по дому», 2006).
Венгерский художник Сабольч КиссПал рассказал о межнациональных барьерах (иной раз еще более неопределимых, чем государственные границы) при помощи гимна. Он записал венгерский гимн на мотив румынского. Что из этого вышло, можно увидеть в его работе, которая так и называется «Гимн».
Есть среди видеоработ, представленных на «Транзитленде», откровенно провокационные, смешные, документальные, разоблачительные, эстетские. Есть и очень лиричные, даже интимные. Но все они очевидно связаны не только общим прошлым (что видно хотя бы по одинаковым архитектурным памятникам социализма -- унылым серым сооружениям, которые встречаются во всех работах), но и схожими ощущением будущего глобального мира и размышлениями о сохранении собственной уникальности в нем.
Часть работ уже можно увидеть на выставке в Московском музее современного искусства. Во время работы Медиа Форума (с 19 июня) тематические показы проекта «Транзитленд» будут идти в центре современного искусства «Гараж». Там же пройдут и мастер-классы некоторых участников проекта.
Важное место в проекте занимает дискуссионная часть -- попытка всем вместе осознать и по-новому пережить затронутые проблемы. Во время дискуссии «Видеоарт со времен падения Берлинской стены», которая также пройдет в «Гараже», художники, критики, искусствоведы будут думать, как повлияло переустройство политической карты Европы на новое искусство.
Подробное расписание мероприятий на сайте Медиа Форума.