Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Иосиф Кобзон: «Культура стала Золушкой»

Трудно бороться за культуру в стране победившего корпоратива. Народный артист России, депутат Госдумы и просто неравнодушный гражданин Иосиф Давыдович Кобзон рассказал Infox.ru об упадке. А также о том, какой романс он спел министру культуры, и о том, почему он не может спокойно отдохнуть.

«Нищая» для министра

«Сегодня в России культура вообще находится если не в забвении, то в большом упадке. Это Золушка. Я проработал много лет в Госдуме, в комитете по культуре, и могу вам сказать, что очень тяжело бороться за культуру в стране. Почему-то это не находит понимания. Эта Золушка самая низкооплачиваемая.

Вот как-то министр культуры Авдеев был на моем концерте. И попросил исполнить для него романс. Я, знаете, все-таки советского периода человек и комплиментарно отношусь к своему руководству, поэтому, когда он попросил исполнить для него романс, я спросил: «Какой?» Он ответил: «Ночь светла». А у меня не было в репертуаре в то время такого романса. Я растерялся потому, что меня крайне редко можно застать врасплох. Повернулся к Леве Оганезову: «Лева, что делать?» Он говорит: «Спой ему «Темная ночь».

А я так сказал министру культуры: «Темную ночь» я вам петь не буду, но обязательно исполню вам романс, как вы просили, -- «Нищая» Алябьева». Он потом обиделся: «Ну зачем вы так?» А я ему говорю: «А почему вы стесняетесь своей бедноты? Добивайтесь, чтобы к культуре отношение было другое».

Я могу сказать: извините меня, все, чего можно достичь в жизни, я достиг -- титулы, признание, я спел все, что хотел. Можно совершенно спокойно отдохнуть. Но у меня растут внуки, я живу в обществе, я живу в России. И другой страны мне не предложили. Поэтому я думаю, что каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь культуре общества.

Вот вы знаете, например, что на сегодняшний день в России при существующем положении «Об охране памятников истории и культуры» только 10% памятников может обеспечить федеральный бюджет. А закона о том, чтобы разделить полномочия, передать часть в частные владения, чтобы сохранить, -- нет. На это мы не способны. Мы должны быть требовательны».

Кто за музыку платит, тот и танцует

«В наше рыночное время, корпоративное, позорное для культуры, стало популярно заказывать музыку. Раньше шутили, что мы играем ту музыку, которую заказывают – кто заказывает, тому и играем. А сейчас это происходит на самом деле. Есть исполнители, ставшие благодаря телевидению популярными, которых заказывают. И они приезжают по заказу на дни рождения, на какие-то даты или просто на «парадайз» для богатых людей.

Я теперь уже говорю так: «Ну что, поехали поунижаемся? Поунижаемся!» Потому что раньше сцена была храмом, артист готовился, волновался. Сейчас он не волнуется – он отрабатывает деньги. То, что ему пообещали, о чем договорились.

Раньше, кстати, квалификационная комиссия определяла: этот артист стоит 5 рублей, этот -- 10, этот -- 15. Сейчас каждый артист сам себе вправе назначить. Самое страшное, что мы не бережем себя, свой имидж не бережем».

О творческих планах

«Традиционно на День Победы я даю концерт в Кремлевском дворце. Когда было 60-летие, был концерт «От Бреста до Москвы». В этом году он называется «Письма с фронта». Я и сам уже взрослый артист, если не сказать старый, и мне очень жаль, что практически уже не остается ветеранов. И так хочется последним ветеранам поклониться и сказать: «Спасибо, что вы еще есть». И письма – это не только конкретные письма, это песни с фронта, это похоронки, это стихи, которые посвящены подвигам Великой Отечественной. Все это найдет отражение в театрализованном представлении 4 мая в Москве».

Infox.ru благодарит организаторов творческой дискуссии «Музыка и время», которая состоялась 14 апреля в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, за помощь в подготовке интервью.

Полная версия