Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Наша анимация» отчитывается перед москвичами

Звери воют, русалки отличаются наглостью, а вынос мозга происходит по-башкирски. В Москве пройдет пятый фестиваль «Наша анимация» -- редкая возможность для простого зрителя увидеть последние достижения российской анимации. Год был непростой, поэтому и программа получилась неоднозначная.

Традиционно в начале весны профессиональные аниматоры России собираются в Суздале, чтобы представить, посмотреть и оценить свои и чужие работы. Как правило, вскоре после этого для всех остальных организуется фестиваль «Наша анимация». Трехдневная программа этого года включает не только призеров жюри и зрительского рейтинга, но и фильмы, которые никакими наградами отмечены не были, но при этом вызвали резонанс или показались составителям важными для понимания текущей ситуации. «Наша анимация» 2010 года наглядно показывает, что ситуация эта отнюдь не простая.

На одном квадратном метре

Гран-при «Суздаля-2010» вручили Алексею Алексееву за очередной эпизод его искрометного сериала про лесных музыкантов. Никому не пришло бы в голову оспаривать достоинства этого произведения (в прошлом году Log Jam увез из Суздаля целую кучу поощрительных призов, в том числе и приз зрительских симпатий, и похвалу Норштейна), уже несколько лет остающегося фестивальным и зрительским хитом, но все-таки решение жюри стало неожиданностью и вызвало особо жаркие споры. Многие восприняли этот выбор как констатацию позиции – за разговорами о новых путях российской анимации, о коммерческих рельсах и большом искусстве на второй план отошли такие главные составляющие творчества, как талант, культура и личность автора. И вот перед нами произведение, придуманное и сделанное одним человеком, чуть не на домашнем компьютере, которое доставляет массу радости всем. В московскую программу включены, кстати, новые, еще даже не попавшие в интернет эпизоды.

Главный конкурент Алексеева и претендент на Гран-при, фильм екатеринбургского режиссера, талантливого и самобытного художника Валентина Ольшванга «Со вечора дождик» получил от жюри приз «За лучшую режиссуру» и, что куда более почетно, первое место в зрительском рейтинге. Таинственная и жутковато красивая история про капризную русалку, в основе которой лежит повесть Алексея Толстого, исполненная в традиционной для Ольшванга живописной манере, совершенно не похожа на скетчи про воющих зверей Алексеева. Но роднит их одно обстоятельство -- три года режиссер делал свой новый фильм (в сложнейшей технике) «на одном квадратном метре» у себя дома. Похоже, один способ вывести российскую анимацию на самоокупаемость и независимость от государственных дотаций режиссеры уже освоили.

До классиков дошли

Если в прошлом году наблюдалось пугающее количество экранизаций народного фольклора, то в этом произошел очевидный крен в сторону отечественной классики. Больше всего досталось Антону Павловичу Чехову, чей юбилей, как известно, широко отмечается. Однако среди многочисленных примеров бессмысленного наложения знакомого с детства текста на визуальный ряд, не могла затеряться блестящая работа Натальи Мальгиной «Беззаконие». Здесь сошлось все: и отточенное ремесло (фильм получил приз «За лучший мультипликат»), и большое искусство художника Игоря Олейникова, и потрясающий сюжет, который не только гениально придуман Чеховым, но и тончайшим образом переосмыслен, перепрочувствован режиссером.

Есть и еще один очень удачный пример, когда фильм получился не только не хуже положенного в его основу литературного произведения, но и раскрыл какие-то иные, не всем видимые подробности. Речь идет о цикле «Круглый год» по прозе Юрия Коваля, писателя и художника, который тоже занимался, по сути, анимацией, то есть оживлением, одушевлением природы. Режиссер Вероника Федорова сумела найти для него очень адекватное музыкальное и художественное решение. Две первые серии цикла были отмечены призом «За лучшее изобразительное решение». Одна из них – «Снегири и коты» -- дала название всей детской подборке «Нашей анимации». Это, кстати, самая ровная и крепкая программа фестиваля, может быть, потому, что в ней на этот раз почти одни знакомые названия. Две новые «Колыбельные мира»: сефардская и португальская (к слову сказать, Вероника Федорова начинала работать именно на этом проекте, что чувствуется), как обычно, прелестные. По традиции не разочаровали новые «Смешарики» -- так и оставшиеся недостижимым, увы, образцом сценарного искусства (серия «Театр» впечатывает в кресло даже видавших всякое взрослых). Впрочем, теперь есть еще и «Маша и медведь» -- серия «Следы невиданных зверей» самого лучшего детского режиссера Олега Ужинова стала «Лучшим фильмом для детей».

Из совсем нового – цикл маленьких фильмов «Современные сказки мира», снятых разными молодыми режиссерами по произведениям Артура Геваргизова. Местами очень симпатичные и, что, главное, говорящие с современными детьми совершенно адекватным им языком: изобразительным и вербальным.

Авангард против треша

А вообще, о поиске нового языка говорили в Суздале в этом году много. Совершенно очевидно, что даже величайшие традиции, которыми гордится наша анимация, нуждаются в постоянном развитии. А при всех ярчайших единичных прорывах в отрасли давно уже констатируется застой и массовое отставание. Но готов ли наш зритель к этому новому, вот в чем вопрос.

Наверное, в качестве эксперимента в программу был включен фильм «Та сторона, где ветер» башкирского автора Рима Шарафутдинова. Хотя фильм не вошел в список призеров и попал лишь на последнюю строчку зрительского рейтинга, но именно он стал главной сенсацией «Суздаля». Этот двадцатиминутный трип в первые минуты зал встретил гробовым молчанием, потом истерическим хохотом. Неоднократно взрывался аплодисментами и закончился бурными овациями. Оценивать это произведение с точки зрения здравого смысла не представляется никакой возможности, но по воздействию на зрителей ему не было равных. Как сейчас говорят, взрыв мозга. Такого в нашем околотке еще не показывали, это факт. Хотя нечеловеческого занудства и треша в отчетном году было снято достаточно.

Впрочем, специальные программы «Нашей анимации» должны восстановить равновесие. Две из них («Мистерия-Буфф» и «Баня») посвящены советскому авангарду в анимации и включают в себя работы Юрия Норштейна, Леонида Амальрика, Сергея Юткевича, Михаила Цехановского, в основе которых лежат произведение авангардных художников и композиторов. Еще одна – под названием «Рассеянный Джованни» - посвящена трагическому событию. 3 марта этого года из жизни ушел величайший мастер Анатолий Петров. Аниматор, чье имя вряд ли известно широкому зрителю, – скромный, непубличный гений, который творил невообразимые чудеса. И смог не только почувствовать свое время, но и уйти далеко вперед. Невозможно представить, что, например, его «Полигон» снят в 1977 году безо всяких компьютеров и стереоэффектов. Очень хочется, чтобы мемориальную ретроспективу мастера посмотрели не только любопытные зрители, но и аниматоры. После этого всем станет очевидно, что творческий эксперимент не имеет никаких границ, кроме личной культуры и таланта автора.

«Наша анимация» проходит с 9 по 11 апреля в кинотеатре 35 мм, полную программу ищите на сайте фестиваля.

Полная версия