Москва
23 ноября ‘24
Суббота

«Кинотеатр.doc» пошел по миру

Американские дезертиры, домашние животные, транссексуалы и ВИЧ-инфицированные будут бороться за подзорные трубы, главные призы фестиваля «действительного кино». «Кинотеатр.doc» изменил формат. Конкурсная программа этого года сформирована в основном из иностранных фильмов.

На протяжении шести лет, с тех пор как стал проводиться фестиваль независимых фильмов под названием «Кинотеатр.doc», организаторов этого исключительно культуртрегерского мероприятия все время просят сформулировать, что же такое «действительное кино» -- направление, течение, эстетика или этика? Всякий раз они отвечают, что никаких узаконенных формул, по которым собирается программа, нет, ни на какую идеологию фестиваль не опирается и никаких течений не придерживается. Есть некоторые признаки, скорее ощущения, по которым отборщики отделяют «наше» от «не нашего». Например, на пресс-конференции, посвященной фестивалю, была предложена такая формула: «Это документальные фильмы, снятые как игровые, то есть являющиеся законченными произведениями, или же игровые, сделанные в эстетике документального кино. Главное, что в основе этих фильмов лежит реальная история человека». Как образцовые примеры такого кино можно вспомнить самых выдающихся участников «Кинотеатра.doc» прошлых лет. С одной стороны, это документальные «Девочки» Валерии Гай-Германики, из которых выросла художественная картина «Все умрут, а я останусь». А с другой стороны, игровая «Пыль» Сергея Лобана, как будто бы снятая скрытой камерой.

Два мира -- два кефира

Но режиссеры, которые присылают свои работы на конкурс фестиваля, все же уловили труднообъяснимую словами «доковскую эстетику». «Они почувствовали формат и под него стали изготовлять фильмы», -- заметили организаторы фестиваля и вынуждены были констатировать некоторую исчерпанность приемов. При том что свежести и открытий стало меньше, мастерства и профессионализма не прибавилось. Школы, о необходимости которой говорили еще на прошлом фестивале, не сложилось. Вот почему в этом году в конкурсную программу решили пригласить иностранцев: на других посмотреть иной раз полезнее для процесса, чем себя показать.

Поражает географическая широта взглядов отборщиков: от глухой шведской деревушки до Уругвая, от Италии до Свазиленда, а также США, Канада, Нидерланды, Германия, Израиль, Дания, Бразилия… Всюду жизнь, и жизнь эта, зафиксированная молодыми режиссерами, оказывается невероятно разнообразной.

Например, жанр игрового фильма «Открыто» (реж. Джейк Юзн, Америка) определен как «гомосексуальный роад-муви-кам-трансексуальный романс» и раскрывает образ нового человека, лишенного сексуальных условностей. А документальное «Покаяние» (реж. Сабрина Вульфф, Германия) рассказывает историю трех американских солдат, дезертировавших из Ирака.

Нидерландская «Фабрика заботы» (реж. Ким Бранд), в которой показан центр ухода за стариками, обличает современное общество, в котором забота и милосердие доведены до автоматизма, а чуткость персонала зависит от условий страхового полиса пациента. А «Сегодня ястреб заберет одного цыпленка» (реж. Джейн Гиллули, Америка) отправляет зрителя в Свазиленд – страну, где большинство жителей – ВИЧ-инфицированные.

Жюри фестиваля «Кинотеатр.doc-2010»Миндаугас Карбаускис -- театральный режиссер; Александр Родионов -- сценарист, драматург; Сергей Соловьев – кинорежиссер; Михаил Угаров, Елена Гремина -- «Театр.doc»; Петр Шепотинник -- кинорежиссер, киновед.
О жизни в женской тюрьме в Венеции повествует фильм «Фундамент перемен» (реж. Пенелопе Бортолуззи, Италия--Франция). О затерянной в лесах шведской деревушке – «Привет из леса» (реж. Микель Си Карлссон, Швеция). Героем фильма может стать скандальный профессор Норман Финкельштейн -- еврей, назвавший холокост спекуляцией («Американский радикал», Канада--США, Дэвид Риджен). Или библиотекарша, переселившаяся из реальности в интернет-блог («Книги мири», реж. Кэтрин Филп, Дания).

В конкурсную программу включены три российских фильма. Игровая короткометражка «Ракоход» (реж. Николай Соколов) рассказывает о 14-летних подростках, которые в свободное от уроков и музыки время собирают бомбы. «Пространство Володи Торовина или Гектар самодостаточности» (реж. Наталья Исакова) показывает провинциального учителя, изобретателя и романтика, который хочет построить самолет, но пока не в силах одолеть бюрократическую машину.

И, наконец, «Занавес». Омский режиссер Владимир Головнев несколько месяцев снимал жизнь уральского провинциального детского театра. Настоящая драма разыгрывается за кулисами, а не на сцене. Пьянство и интриги, мечты и разочарования артистов, играющих зайчиков и пиратов и ждущих всю жизнь своего Гамлета. Документальная короткометражная картина молодого режиссера уже отмечена множеством наград. И, наверное, именно она наиболее близка к определению «действительное кино».

Остальные российские фильмы вынесены в специальную «Информационную программу», в которой заявлено 11 фильмов. Среди них есть и призер последнего «Артдокфеста» фильм «Саня и Воробей» (реж. Андрей Грязев), очень тихое и человеколюбивое кино про дружбу двух гастарбайтеров, приехавших на заработки в Москву.

«В этом году не было очень ярких открытий, радикальных социальных высказываний, -- говорит программный директор фестиваля режиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»). -- Но, как мне показалось, в российской программе есть фильмы очень сильные как документ времени, наблюдательный и точный портрет нашего общества. Кроме того, хотелось бы отметить, что в этом году впервые количество интересных игровых картин почти сравнялось с числом документальных».

Российская психиатрия от классиков жанра

Следует обратить внимание на программу «Гала-премьеры», в которой будут показаны фильмы, уже прогремевшие на других фестивалях, а в России еще не появивишиеся. В отдельную программу выделены работы, сделанные на основе архивного материала. Специальный гость «Кинотеатра. doc», директор самого важного французского фестиваля документального кино LUSSAS Кристоф Постик привезет подборку наиболее интересных, с его точки зрения, работ и представит их лично. Кроме свежих фильмов последних лет есть один, датированный 1955 годом: «Ночь и туман» -- короткометражная лента будущего классика Алена Рене – это не только одно из самых сильных высказываний на тему фашизма, но и яркий пример того, как личность и талант автора проявляются в любом жанре.

Если уж говорить о классиках, то главное событие фестиваля -- ретроспектива фильмов братьев Майзелс, пионеров жанра «прямого кино» (Direct cinema). В их послужном списке номинации на «Оскар», многочисленные призы и премии, высокие оценки коллег (например, Жан-Люк Годар называл Альберта Майзелса «лучшим американским кинооператором»). Но, что еще более важно, их фильмы, снятые без всякой постановки, сценария и спецэффектов, и по сей день живут полноценной культурной и общественной жизнью. Так, например, по «Серым садам», вышедшим в 1976 году, появились потом мюзикл и успешный сериал. В рамках ретроспективы мастеров будет показан «Продавец библий» (1968), «С любовью от Трумана» (1966), «Gimme Shelter» (1970), «Бегущая изгородь» (1978) и «Психиатрия в России». В 1955 году Альберт путешествовал по СССР на мотоцикле и снимал советские психиатрические лечебницы. Этот материал и лег в основу его первого фильма. Так что нашу страну в какой-то мере стоит признать причастной к появлению движения Direct cinema. Правда, увы, никаких особо значимых сигналов в этом смысле с тех пор отсюда не доносилось. «Действительное кино» в России считается явлением маргинальным, поскольку рассказывает о реальной жизни и настоящих людях, а мало кому из зрителей хочется на это смотреть. «Наш зритель пока не готов воспринимать кино, где нет красивой музыки, пейзажей с березками и церквями, синхронов, а главное, позитивного конца», -- считает Борис Хлебников. А значит, «Кинотеатр.doc» остается практически уникальной возможностью такое кино увидеть.

Фестиваль проходит с 26 марта по 5 апреля. Подробное расписание ищите на сайте «Кинотеатр.doc».

Полная версия